В Рунете все давно привыкли ко всему. К обилию мата, «падонкаффскаму» языку, шокирующим картинкам, всеобщему хамству и невежеству. Лет 5 назад, когда я писала диплом на «околоматерную» тему, родной трёхэтажный ещё мог кого-то поразить в самую селезёнку, да и то, в основном, новичков в Сети и тургеневских барышень. Сегодня же вся эта нецензурщина и эпатаж утратили былую мощь. Это может напрягать, царапать глаз, раздражать, но вот шокировать и передавать мощнейшие переживания — очень редко.
Внимание, вопрос: а как же тогда выразить по-настоящему сильную эмоцию и произвести впечатление на других читателей, если все самые крепкие слова уже затасканы и ими выражают эмоции обыкновенные? И вообще, как сделать свой пост ярче и живее, как сохранить индивидуальность в этом море безликих и пошлых текстов? Рассмотрим некоторые варианты.
В реальной жизни выразить сильные и сложные чувства нам помогают жесты, мимика, интонация. В Интернете же у нас есть для этого только небольшой кусочек экрана и буквы на клавиатуре. Следовательно, надо использовать этот кусочек максимально грамотно и эффективно. Начнём с очевидного:
Смайлики и картинки
В некоторых слоях ру-коммьюнити сложился стереотип, что активное использование в посте смайликов (особенно анимированных) или встроенной картинки — это отличительный признак чувствительной барышни с женского форума, а то и вовсе подростка. Какой-нибудь Апельссинкии, КоТоРаЯ пИшЕт ВоТ тАк. ИЛИ ДАЖЕ ТАК????!!!!!11 А между тем, эти самые барышни чётко уловили суть: картинка помогает выразить то, что словами иной раз не получается. Она даёт нам лицо, мимику в Интернете, оживляет наш текст, делает его доходчивее, а нас — ближе к собеседнику. И сам выбор такой визуализации расскажет о вас, ваших вкусах, душевном состоянии и многом другом гораздо больше, чем ваш текст. Не пренебрегайте такой возможностью.
Кстати, всех с майскими праздничками!
@А.Зиновьев
Сочные эвфемизмы
Эвфемизм — это (если кому-то лень переходить по ссылке на вики) когда вы, например, говорите вслух: «Как меня достали эти клиенты!», а про себя имеете в виду нечто гораздо более крепкое, чем «достали». То есть смягчение, лёгкая вуаль, которую вы сознательно накидываете на неприличное слово. Многие эвфемизмы давно приелись, и всякими «блин», «ёлки-палки», «ядрён-батон» никого не проймёшь, ими уже кафе называют. Но есть некоторые очень сочные слова и выражения, которые, сохраняя матерную экспрессию и энергетику, матом формально не являются. Использовать их надо осторожно и только в особых случаях, когда вас действительно распирают эмоции. Парадоксально, но сегодня игра слов и букв типа «Балять мои ноги!», «Ну вас к монахам!», «ибанатический», «гипервагинально/монопенисуально» и им подобные могут оказать на читателей более сильный эффект, чем неприкрытая брань. Классический пример удачного совмещения этого и предыдущего пункта, эвфемизм-картинка:
Разрыв текста
Если вам надо привлечь особое внимание читателя к какому-то конкретному моменту в тексте, сделать акцент на своих сильных переживаниях или ошеломительном открытии, попробуйте использовать разрыв строки:
«Просыпаюсь вчера, иду на кухню пить кофе. Голова болит, на работу неохота, всё бесит. Выглядываю в окно и вдруг вижу, что
моей машины на стоянке нет!»
Такой приём в тексте аналогичен эффекту «Бу!» в остросюжетном фильме. Читатель раздражён пустой строкой, он хочет поскорее узнать, что же было дальше, и внезапно «падает» глазами на самое интересное место.
Вообще, если вам нужно сделать «стену» текста максимально читабельной, не бойтесь его дробить. Двоеточия и тире, списки, нумерация пунктов, вставки, короткие абзацы с ключевой информацией — всё это тоже создаёт ваш стиль.
Эмоции, заключённые в * *
Словесное описание эмоции усиливает эффект от любой последующей фразы в несколько раз. Традиционно, такие описания заключают в «звёздочки», реже в скобки.
<Ник> *подбирая челюсть с пола* Вы это серьёзно написали?
<Ник>*упал под стол и до сих пор там лежит* Ну вы даёте!
Графическое выражение интонации
Несмотря на то, что виртуальный собеседник нас не слышит, а только читает, некоторые эмоции, которые мы подчёркиваем интонацией, можно передать и на письме, например:
Выразительные паузы между словами
Как.Это.Всё.Меня.Достало. (злость и усталость)
Растягивание слова
Нуу, не знааааю... (неуверенность, колебания)
Повышенный тон
Ребята, я просто СЧАСТЛИВ! (восклицание, крик)
Акцент на ключевом слове
Вот именно это я и имел в виду. (выделение слова интонацией)
Скороговорка:
...ивсётакоепрочее (имитация торопливой, скомканной речи)
Цитаты
Грамотно использованная цитата многократно усиливает ваши слова. Незаменимый ход в словесной дуэли:
Цитата из литературного произведения может создать очень яркий образ, дополнительно иллюстрирующий ваши слова:
«Копы тоже вели себя спокойно, никого особо не винтили, кроме совсем уже ошалевших персонажей, кого власы всегда подъяты в беспорядке, кто, вопия, всегда дрожит в нервическом припадке и т.д.» (gap-themind.livejournal.com)
Ещё один хороший приём, связанный с цитатами, — интертекст: вкрапление в своё сообщение легко узнаваемой отсылки к известной ситуации, мему, песне, рекламе и проч. Например, эффектно откреститься от авторства какой-либо идеи можно фразой «Мотороллер не мой, я просто разместил объяву» (отсылка к популярному мему с флешмобом).
Слова родом из детства
Все те шальные словечки, которые были так популярны во время детских игр во дворе или в летнем лагере, до сих пор обладают очень мощным потенциалом, если их использовать умело. Они отсылают читателя к незамутнённым, ярким детским эмоциям. Они не «затёрлись» от постоянного использования во взрослых темах, а потому работают на все сто.
Вы можете сказать, что не курить -- это хорошо, но разве это зыко? Вот уметь курить и не курить -- это зыко. Понимаете, о чем я? (Ершов П.М.)
А о том как сделать каку домочадцам для веселья на 1 Апреля мы сейчас и расскажем. (www.kak-sdelat.su)
Клёвинско запоминается, правда?
Стилистические приёмы
Если вы хорошо чувствуете язык и уверены в интеллектуальном уровне своих читателей/участников диалога, вы можете использовать оригинальные стилистические приёмы для усиления экспрессии. Например, умышленное нарушение строения фразы: «Моя в шоке»,«Мой мозг быть разрушен» или красноречивая недоговорённость: «Вообще, этот сервис...извините, лень писать подробнее про такое убожество, всем пока», «Этта...нет слов».
Лэт ми спик фром май харт ин инглиш
Заимствования из других языков, в основном из английского, — отличный инструмент для создания стильного, яркого текста. Многие слова уже давно прижились в русском языке, но некоторые ещё только вступают в активное употребление. Очень модная тенденция в Рунете — подхватывать такие слова и немедленно брать на вооружение. Кто-то считает, что это очень круто и современно, кто-то беснуется и обвиняет таких людей в предательстве родного языка. Однако эффект в обоих случаях сильный. Так что не проходите мимо словечек типа «прокрастинация», «рисерч», «таск», «дайджест», «лук» (в значении «внешний вид») и им подобных, но и не старайтесь впихнуть их в первый попавшийся контекст.
О языке современного Рунета можно говорить очень и очень долго. Он бывает так отвратителен и выразителен одновременно, что невозможно оторвать глаз от экрана. Он резкий, спорный, экспрессивный, грубый, неформатный и безумно интересный для изучения. Потому что его делаем мы сами.
А как вы создаёте свой стиль в Интернете? Что может шокировать вас в чужом сообщении? Чего вы лично никогда себе не позволите даже при самом анонимном общении? Вообще, что такое, по-вашему, хорошие манеры в Сети?
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
ТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?
Как рассчитать бюджет на ремонт, чтобы обойтись без лишних затрат
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
РекламаРак: почему возникает и как лечится. Гид, который будет полезен всем