Уникальные места России, о которых вы вряд ли слышали: Иволгинский дацан
Россия, как лоскутное одеяло, соткана из десятков культур. 142 905 200 непохожих друг на друга людей (по переписи 2010 года). Каждый уголок нашей страны самобытен благодаря живущим там людям. На юге колорит создают кавказские народы, в Поволжье — татары, мордва и чуваши, а в Сибири — якуты, ханты и другие северяне.
Сегодня мы отправляемся в Бурятию, в центр российского буддизма.
Иволгинский дацан
Иволгинский дацан — это буддийский монастырь, официально считающийся центром буддизма в России. Его история не уходит корнями в Лету. О нём не сложены красивые легенды. Но все, кто был там, говорят, что место это магическое.
Дацан — у бурят это буддийский монастырь, который, помимо храмов, включает в себя также университет.
Буддизм в Россию пришёл в XVII веке. До революции в стране насчитывалось 35 дацанов. Но для большевиков религия, как известно, была «опиумом» — дискредитировались все конфессии. Ситуацию переломила война. Если спросить, как появился Иволгинский дацан, местные жители ответят: «Сталин подарил». В начале войны положение дел на фронте было настолько тяжёлым, что солдаты и их командиры были рады любой помощи. Бурятские буддисты собрали 350 000 рублей (неслыханная по тем временам сумма) и отдали их на нужды армии. Говорят, что именно в благодарность за этот щедрый жест советское руководство и позволило верующим построить дацан.
Фото: Mikhail Markovskiy/Shutterstock.com , Oleg Golovnev/Shutterstock.com , Mikhail Markovskiy/Shutterstock.com
Правда это или местная небыль — неизвестно. Но факт того, что в мае 1945 года вышло Постановление народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР «Об открытии буддийского храма…», остаётся фактом.
…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии — это одна из самых больших достопримечательностей, которые я видел в СССР. Он был построен, когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать её… Далай Лама ХIV
Иволгинский дацан начали строить в чистом поле. Сначала был простой деревянный дом, но постепенно усилиями верующих монастырь разрастался и преображался. В 1951 году власти официально выделили под него землю, а в 1970 и 1976 гг. были построены соборные храмы (дуганы).
Дуган — это буддийский храм.
Сегодня Иволгинский дацан — это 10 храмов с необычной архитектурой, 5 ступ-субурганов, университет, оранжерея священного дерева Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и одна из главных буддийских святынь — нетленное тело ламы Итигэлова… Впрочем, обо всём по порядку.
Что посмотреть в Иволгинском дацане?
Согчен дуган (главный соборный храм), Чойра дуган, Деважен дуган, Джуд дуган, Сахюусан сумээ, Майдари сумээ, Маанин дуган, Ногоон Дари Эхэн сумээ, Гунрик дуган, дуган Зелёной Тары — так называются 10 храмов Иволгинского монастыря. Они отличаются по размеру, году постройки и предназначению. Так, Гунрик дуган — это храм, посвящённый будде Вайрочана, Джуд дуган является тантрическим храмом. Храмы построены в китайско-тибетском стиле: яркие, многоцветные, с загнутыми вверх углами крыш. Но при этом у иволгинских построек есть уникальные архитектурные особенности.
Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин
Во-первых, в Бурятии основной строительный материал — это дерево. Это отличает бурятские дуганы от тибетских, которые, как правило, возводятся из камня. Во-вторых, почти все храмы в Иволгинском монастыре имеют «прихожую»: на Тибете вход в храм осуществляется прямо с улицы. Это объясняется тем, что зимы в Бурятии суровые и такие вестибюли защищают дуганы от холода. Особое место среди построек монастыря занимает дворец с нетленным телом великого Учителя. Речь о бурятском религиозном деятеле, одном из выдающихся буддийских подвижников ХХ века хамбо-ламе Даши-Доржо Итигэлове. Итигэлов родился в 1852 году в Бурятии. Мальчик рано остался сиротой и в 15 лет прошёл 300 км, чтобы добраться до Анинского дацана и стать там послушником. Итигэлов провёл в монастыре 23 года, постигая духовные и философские истины. Завершив обучение, он активно занимался религиозной деятельностью, получил звание главного Учителя всех буддистов Восточной Сибири.
Летом 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса и позвал своих учеников. Он дал им последнее наставление (навестить его через 30 лет) и впал в нирвану. Так его и «похоронили», поместив тело в кедровую бочку.
Спустя 30 лет, как было завещано, послушники пришли навестить Итигэлова и обнаружили, что за три десятилетия тело Учителя осталось нетленным. Впоследствии его ещё несколько раз доставали из бочки — результат оставался прежним. В 2002 году Итигэлова окончательно извлекли из-под земли.
При эксгумации присутствовали учёные. Они взяли образцы волос, ногтей и кожи Итигэлова. Результаты лабораторных исследований шокировали: ткани не омертвели. Более того, за 75 лет тело хамбо-ламы нисколько не деформировалось. Итигэлов по-прежнему сидит в позе лотоса, ламы, ухаживающие за ним, утверждают, что у него меняется температура тела, а в дни поклонений даже проступает испарина.
Увидеть нетленного может любой желающий. Но всего восемь раз в году — во время больших буддийских праздников. В остальное время доступ к нему имеют только монахи и (в исключительных случаях) официальные делегации.
Ещё одна важная постройка на территории Иволгинского монастыря — буддийский университет («Даши Чойнхорлин» — в переводе с бурятского «Земля счастливого учения»). Он был открыт в 1991 году. Внешне университет весьма скромен — большой деревянный дом.
В настоящее время в учебном заведении обучаются около 100 монахов-послушников — хувараков. День хуварака довольно строг, а быт аскетичен. В 6:00 подъём, с 7:00 до 21:00 — хуралы и изучение философии, тибетского языка, восточной медицины, иконографии, а также ряда светских предметов (логики, истории и других).
Хурал — богослужение.
В перерывах между занятиями послушники готовят себе еду, убирают свои жилища (обычные деревянные избы прямо на территории монастыря) и выполняют хозяйственные работы по дацану. Через пять лет хувараки становятся ламами, а также получают светский диплом об образовании.
Лама — религиозный учитель, монах.
Приобщиться к жизни хуварака может каждый: по субботам и воскресеньям преподаватели Иволгинского дацана (среди которых, кстати, есть и духовные лидеры из Тибета, Монголии и Индии) читают лекции для всех желающих.
Чем заняться в Иволгинском дацане?
Знакомство с Иволгинским дацаном следует начать с гороо.Гороо — в буддийской традиции это почётный обход святых мест.
На территорию Иволгинского монастыря можно попасть через главные ворота (они находятся на южной стороне монастыря) или малые второстепенные. Главный вход открыт только по большим праздникам, в остальные дни туристы и паломники пользуются «запасными» воротами. По всему периметру храмового комплекса — специальная дорожка для совершения гороо.
Обход дацана необходимо совершать по ходу движения Солнца (по часовой стрелке). Гороо можно делать как самостоятельно, так и в сопровождении лам. Последние всегда приветливы и с удовольствием проводят экскурсии для гостей. Главное — совершить гороо нечётное количество раз.
На территории дацана каждая скульптура, каждый памятник и даже элемент декора наполнены глубоким смыслом. Поэтому во время гороо не стоит торопиться. Так, во время обхода будут встречаться не только дуганы, но и молитвенные барабаны (хурдэ). Их обязательно нужно покрутить (тоже по часовой стрелке). Внутри них находятся свитки с мантрами. В самом большом барабане Иволгинского дацана свиток, где, по словам лам, написано 100 000 мантр — один поворот словно 100 000 прочитанных молитв.
Фото: 1, 2, Mikhail Markovskiy/Shutterstock.com
Также на пути встретится причудливый камень. По преданию, на нём остался отпечаток ладони Зелёный Тары (богини, быстро приходящей на помощь). Считается, что если отойти от камня на несколько шагов, загадать желание (обязательно доброе), вытянуть руку вперёд и, закрыв глаза, подойти к камню и попытаться прикоснуться к нему, то задуманное непременно сбудется. Если собьёшься с пути и дотронешься до чего-то другого, а не до камня, желанию не суждено воплотиться в реальность.Фото: 1, 2 и 3 — Михаил Семахин
Во время гороо можно заходить в любые открытые дуганы, присутствовать на молебнах. Главное — соблюдать местный этикет. Так, нельзя поворачиваться спиной к статуям Будды, нельзя показывать на них пальцем. Также на территории монастыря нельзя курить, сквернословить, не стоит громко разговаривать. Следует заглянуть также в оранжерею, где растёт священное дерево Бодхи. Это один из главных символов буддизма. По легенде, медитируя именно под этим деревом, Будда достиг Просветления. Оранжерее Иволгинского дацана более 30 лет, первый отросток привезли когда-то из Индии, постепенно дерево разрослось в небольшую рощицу. После гороо можно пройти на пустырь за дацаном, где растёт сухой кустарник, увешанный разноцветными тряпочками. Эти тряпочки называются химморины.
Химморин — это лоскут ткани с молитвой; цвет химморина зависит от года рождения молящегося.
Узнать, какой вам нужен химморин, освятить его, а также спросить, куда его лучше повесить, можно у лам. Лоскут нужно привязать к дереву или кусту, а каждый порыв ветра будет «читать» молитву за вас. Химморин символизирует психическую энергию человека. Поэтому этот обряд рекомендуется совершать, когда одолевает тоска, чтобы возродить внутреннюю энергию.
Помимо храмов и религиозных монументов (к примеру, ступ-субурганов), на территории Иволгинского дацана есть музей памятников буддийского искусства, библиотека, кафе, летняя гостиница и торговые лавки. В одних из них продают буддийские сувениры, а в других строят бизнес местные жители. Они торгуют шалями, шерстяными варежками и носками. Пообщавшись с ними, можно не только снизить цену, но и узнать много интересного о бурятском народе. В кафе подают национальную кухню (позы, плов и прочее) — это ещё один способ приобщиться к бурятской культуре. Кроме того, места вокруг столь самобытные, непохожие на европейскую Россию, что руки сами невольно тянутся за фотоаппаратом. Словом, даже люди, далёкие от буддизма, найдут, чем заняться в Иволгинском дацане.
Как добраться до Иволгинского дацана?
Дацан находится в Иволгинском районе Республики Бурятия в селе Верхняя Иволга, что в 8 км от районного центра (посёлка Иволгинск) и в 35 км от Улан-Удэ. Поэтому если вы решили посетить Иволгинский дацан, то сначала необходимо добраться до столицы Бурятии, а оттуда уже держать путь в Верхнюю Иволгу. Здесь возможны два варианта.
Общественный транспорт
От Улан-Удэ до Иволгинска ходит рейсовый автобус № 130, который за 30–40 минут доставит вас до райцентра. От Иволгинска до села Верхняя Иволга можно добраться на маршрутном такси, которое там регулярно курсирует.
По большим буддийским праздникам автобус из Улан-Удэ ходит прямо до дацана.
Личный автомобиль
На машине из Улан-Удэ до Иволгинского дацана можно доехать по трассе А-340 (раньше она называлась А-165) — «Кяхтинский тракт». Дорога пролегает через Иволгинский, Селенгинский и Кяхтинский районы. Маршрут следования примерно такой: Улан-Удэ — Сужа — Нур-Селение — Нижняя Иволга — Иволгинск — Верхняя Иволга.
Фото: verevkin/Shutterstock.com , 2, 3, 4, 5, 6
Почему стоит увидеть Иволгинский дацан?
Иволгинский дацан — прекрасное место для изучения буддизма (древнейшей мировой религии) и бурятской культуры. Несмотря на то, что монастырь относительно молодой, у него оригинальная архитектура и неповторимая атмосфера. Это место, где можно обрести гармонию.
В монастыре умиротворённо и спокойно. Ламы, у каждого из которых своя специализация, рады гостям: ламы-астрологи составят вам гороскоп и расскажут о грядущем; ламы-целители скажут, что у вас болит и как это лечить. Кроме того, с ними можно просто поговорить, рассказать о своих проблемах и получить мудрый совет.
В переводе с бурятского название Иволгинского дацана («Гандан Даши Чойнхорлин») означает «монастырь, где вращается Колесо Учения, полное радости и приносящее счастье». Те, кто посещает дацан — неважно, буддисты или нет, — отмечают, что именно такие чувства и испытываешь — счастье и радость.
Станьте первым, кто оставит комментарий