Это мы смотрим: «Эд Вуд», в котором Тим Бёртон и Джонни Депп восхищаются безумием
В этой серии статей я каждую неделю рассказываю о том, какие фильмы и сериалы поразили меня. И вот настал черёд «Эда Вуда».
К 1994 году Тим Бёртон снял пять фильмов и уже стал настоящей звездой: «Битлджус», «Эдвард Руки-ножницы» и работа над «Бэтменом» показали, что он блестящий визионер. А ещё стало очевидно, что режиссёра привлекают аутсайдеры, неудачники. Как раз такие, каким был Эд Вуд.
Ещё в 80-х, через пару лет после смерти Эда Вуда, к нему пристало клеймо «худший режиссёр в истории Голливуда». Вряд ли это преувеличение. Вуд делал плохие жанровые фильмы практически без бюджетов, при этом не заморачиваясь о качестве. Режиссёр мог отснять за день 20 сцен, довольствуясь одним дублем, переписывал сценарии прямо перед включением камеры, но при этом считал себя большим художником. Эд Вуд писал о своих картинах так, будто снимал «Гражданина Кейна». Тима Бёртона привлекли эта страсть к кино, граничащая с безумием, и полнейшее непонимание собственного статуса.
Неудивительно, что Джонни Депп согласился сыграть главного героя мгновенно. Настолько безумный, но при этом реально существовавший герой, да ещё и с режиссурой знакомого Тима Бёртона, — подарок судьбы.
В фигуре Эда Вуда настолько много трагизма, что комедия о нём получилась во многом печальной. Вуд мечтал работать в кино, но страдал от двух вещей: отсутствия таланта и неспособности обучаться. Джонни Депп подчёркивает и проблемы героя, и его полнейшее непонимание их существования. Особенно когда Вуд с горящими глазами восхищается собственными бредовыми идеями. Грань между смешным безумием и драмой о психической неуравновешенности стёрта, так что Депп вынужден всегда быть одновременно непризнанным гением и бездарностью, и ему это удаётся. Это блестящий перформанс, один из сильнейших в карьере актёра.
Блестяще выглядит и союз Эда Вуда и его друга Белы Лугоши. Лугоши был суперзвездой в 30-х, его исполнение роли Дракулы — одно из лучших в истории. В момент знакомства с Вудом он — старый наркоман, бесконечно ностальгирующий по былой славе. У Вуда не было великого прошлого, нет великого настоящего, зато есть вера в невероятное будущее. Но как бы он ни старался, заразить ею Лугоши не выходит. Их общее настоящее — это ужас и сплошное разочарование.
Интересно, что Тим Бёртон не стал рассказывать подробную биографию Вуда. Он сконцентрировался на отдельных эпизодах, демонстрирующих эксцентрика с бесконечной жизненной энергией, которая толкает его на новые свершения — даже если они заранее обречены на провал. Получается не насмешка свысока (мол, я модный режиссёр, издеваюсь над бездарем из прошлого), а чистое восхищение, пусть не художником, но человеком.
Станьте первым, кто оставит комментарий