«Мы не продаём секс-игрушки или оргазм. Мы продаём счастье» — интервью с Есенией Шамониной, владелицей презервативной лавки
«Большинство секс-шоперов — люди из 90-х» — о своём деле, успехах и промахах
— Чем вы занимаетесь в своей работе?
— Сейчас моя работа разделена на три части. «Презервативная» — моё детище, этим проектом я занимаюсь сама. Она работает с 2012 года. Три месяца назад открылся секс-шоп «Шпилли-Вилли и нефритовый жезл», им мы занимаемся вместе с мужем Дмитрием Войдаковым. И материнство — этим тоже занимаемся вместе с мужем (смеётся). В последнее, пожалуй, углубляться не буду, а про первые два расскажу.
В секс-шопе мы с Димой делаем всё, кроме прямых продаж. Хотя, если не хватает рук, с удовольствием встаём за прилавок и общаемся с клиентами. Но в основном это вопросы закупок, ценообразования и маркетинг. Муж как раз учится маркетингу, чтобы мы могли продолжить заниматься всем сами, только делать это ещё лучше.
В «Презервативной» надумали ремонт: магазину всё-таки уже шесть лет. Предполагалось, что каждый год мы продлеваем договор аренды, поэтому я побаивалась. Но вот наконец-то решилась.
Ещё я снимаю короткие образовательные видео для Instagram* и других социальных сетей. Сейчас пытаемся создать канал с видео, в которых рассказываем людям про секс-игрушки. Правда, пока только начинаем.
В работе нравится всё, это моё детище. Люблю заниматься заказами, закупками — всем понемножку. В общем, да, в моём деле круто всё.
— Как к вам пришла идея открыть «Презервативную»?
— Идея пришла внезапно. В 2010 году я делала свой фестиваль, устала от этого и решила поработать «на дядю». Хотя для себя всегда знала, что буду заниматься бизнесом. И после неудачного года работы (а работала я хорошо, просто не сложилось c владельцем компании) поняла, что всё, хочу открыть своё дело.
В тот момент я как раз съездила в Амстердам, гуляла по улицам и увидела местную «кондомерию». Даже не зашла, но подумала: прикольно. Вернулась в Москву, долго размышляла, какой бы бизнес начать. Было несколько вариантов, но «Презервативная» оказалась бюджетнее. Просчёта целевой аудитории или чего-то такого не было. Это спонтанное решение, которое оказалось удачным и попало цель. Получился хороший, стабильно работающий проект.
— Когда и как вы поняли, что пора расти и запускать новый проект — секс-шоп?
— Магазин открылся три месяца назад, но идея создания вынашивалась в голове два с лишним года. Я очень долго искала место — полтора года. Потом полгода ждала, когда ремонт в здании закончится. На самом деле он до сих пор идёт, мы из всех арендаторов заехали туда первыми и пока одни.
А родилась идея из того, что на рынке нет ничего для таких, как я. То есть я поняла, что мне как представителю своего поколения некуда зайти. Нет ничего современного. Я два года проработала в опте секс-игрушек, уже имея первый бизнес, — для продвижения и саморазвития. Хорошо изучила рынок и осознала, чего не хватает. Не хватает секс-шопов для молодёжи.
Большинство секс-шоперов — люди из 90-х. Многим магазинам не хватает креатива. Конечно, есть бутиковые варианты, но не было ничего для подросшего поколения моего возраста. Основные покупатели — 27 лет и больше. Так родилась концепция сделать что-то нестыдное и нестрашное, фановое. На этом фане появилось и название, и дизайн, и подход.
— Страшно было?
— С «Презервативной» — нет, совсем не страшно. Мне было 20 с небольшим лет, я была молода, полна оптимизма и уверенности в своих силах.
Со «Шпилли-Вилли» был страх, что не выгорит. Но мы общаемся с коллегами из индустрии, и пока динамика хорошая. Надеемся, что так и будет. Но страшно. Каждый день смотрю на продажи и как всё идёт в целом.
— Расскажите о трудностях, которые были или есть. Как вы с ними справляетесь?
— Как я уже говорила, первое, что очень сдерживало открытие секс-шопа, — невозможность найти помещение. То, что сняли, находится на станции метро Белорусская. Это не стопроцентное попадание в целевую аудиторию, мы очень хотели открыться где-нибудь на Покровке. Там уже есть несколько интимных магазинов, и люди об этом знают.
Либо часть зданий были с проблемами и мы не хотели рисковать, либо нам не сдавали помещение: «Секс-шоп? Ой, нам такого не надо, до свидания».
И вот внезапно нашлось место на Белорусской. Оно не идеально, но всё срослось, и всё хорошо.
Ещё магазин открылся 18 июля, а родила ребёнка я 25-го. Самая жесть с открытием выпала на 39-ю неделю беременности. И вообще строительство магазина активно началось с 33-й недели моей беременности, когда не то что в декрет уходить, уже рожать можно. А я — такая пузатая и глубоко беременная — общалась со строителями и спала по четыре часа в сутки.
Плюс погода. В стрит-ретейле она имеет огромное значение. Когда погода портится, никто не хочет выходить из дома. Потом привыкают, конечно, не всю же зиму на диване сидеть. Но поначалу тяжело.
Трудности бывают с поиском и обучением сотрудников, особенно для ночных смен. Сложно найти тех, кто бы любил людей и хотел им помочь. И очень важны знания. Во многих секс-шопах работают продавцы, у которых их мало. Мы стараемся, чтобы наши сотрудники всё понимали, могли проконсультировать и были приятны в общении — это тоже важно. Даже если ты семь пядей во лбу по теме секса, но с тобой неприятно общаться — это проблема.
А у меня главная беда — делегирование и распределение обязанностей. Дима раньше работал в банках и страховых компаниях, он умеет управлять людьми и организовывать рабочие процессы. Его коробит моя неспособность передать полномочия, но мы с этим боремся.
— Остановимся подробнее на сотрудниках. Как вы подбираете людей? Кто работает вместе с вами и как попасть к вам в команду?
— В «Презервативной» чудесные сотрудники, некоторых мы пригласили в секс-шоп. Многие ребята, кто до сих пор с нами, пришли пять лет назад. Они молодцы, и я их обожаю. Кого-то находим по объявлениям в интернете, даже было несколько удачных случаев, но самые хорошие приходили от знакомых и друзей.
В нашем бизнесе кадры — одна из самых главных вещей. Мы не хотим ничего впаривать. Человек должен уйти счастливым.
Успешный кандидат должен быть на нашей жизненной волне, с капелькой раздолбайства, любовью к людям и общению. Это такой сложный коктейль, трудно описать. Должны быть схожи интересы и мировоззрение. Обязательно желание помочь людям улучшить их жизнь и готовность это сделать. Необходимо хорошо разбираться в товаре. Понимать проблему, с которой пришёл клиент, и знать, что предложить, чтобы её решить.
Навык продаж не менее важен, но мы не заставляем людей покупать что-либо. Просто зачастую человек сам ещё не знает, что может его осчастливить. В этом как раз должен помочь продавец. Ну и толерантность к извращенцам, которые иногда приходят в магазин.
— Считаете свои проекты успешными? Есть ли у вас самое главное достижение, которым гордитесь?
— «Презервативную» считаю успешной и горжусь всем, что делаю. Но понимаю: этого мало. Главное достижение ещё впереди.
— А в чём, по-вашему, залог успеха? Крутая идея, сотрудники, качественная продукция?
Думаю, залог успеха во всём этом. Без крутой идеи люди тебя не полюбят. А если они придут на идею, но увидят плохих сотрудников — это провал. Когда и задумка, и работники классные, но продукция плохого качества или ломается — тоже провал.
— Наверняка были и ошибки — расскажите о них.
— Самая главная ошибка — питерская «Презервативная». Она открылась где-то через полгода после Москвы.
Я подумала: «Всё вроде хорошо идёт, надо срочно покрывать Питер, пока кто-то другой этого не сделал». Это было очень эмоциональное и непродуманное решение.
Город я не знала, была там всего пару раз. Понятия не имела, где есть поток людей или ходит моя целевая аудитория, а где — нет. В итоге сняла помещение в совершенно неподходящем месте. В общем, всё упирается в место. Месяцев пять магазин проработал, потом мы торжественно съехали. Навыков управления бизнесом издалека у меня ещё не было, и в какой-то момент я что-то упустила сама. Но даже если бы и не упустила, шансов в том месте не было. Это моя самая главная ошибка в бизнесе.
— Какие у вас планы на бизнес?
— Сейчас занимаемся «Шпилли-Вилли», ждём, когда всё станет стабильно. Двигаемся потихоньку, потом можно будет думать о расширении. Хотелось бы создать не один крутой секс-шоп, а небольшую сеть с такой же концепцией в разных районах города. Чтобы людям было комфортно и хорошо. И, главное, сделать их счастливыми.
Интересовала тема с франшизой «Презервативной», но раньше не было ни ресурсов, ни желания, потому что это мой проект и отдавать его кому-то совсем не хотелось. Сейчас, думаю, можно было бы развить франшизу.
На самом деле это не финал. Я не говорю, что моя жизнь будет связана с секс-шопами. Такой я человек: мне всегда хочется придумывать и продумывать что-то новое и крутое. Может, и не в области секс-игрушек. Главное — делать.
— Что будет актуальным и востребованным в вашей сфере в ближайшие годы?
— VR, но к нам это очень долго приходит и пока мало кого интересует. В других странах, например в США, где порно легально, технологии VR развиваются куда быстрее.
«По образованию я философ и переводчик с арабского» — о знаниях, рабочем месте и свободном времени
— Где вы научились тому, что умеете?
— Училась всему у родителей. Они бизнесмены, и я с детства видела, как всё это происходит. По образованию я философ и переводчик с арабского, но это было для развития мозга. Мои знания — опыт, плюс я училась маркетингу на курсах «Нетологии» и прочих тренингах. Но главное всё-таки опыт.
— Нужно ли вообще академическое образование, как вы считаете?
— Академическое образование должно быть, потому что оно развивает и прокачивает мозг. Но это не обязательно, если ты неглупый человек и регулярно занимаешься самообразованием. Тогда корочка не имеет значения. Важно любить учиться. И неважно, академическое это образование или просто курсы.
— Как выглядит ваше рабочее место?
— Рабочее место — гостиная с большим зелёным диваном, стационарным компьютером (на нём только «1C»), рабочим ноутбуком и маленьким ребёнком рядом, который требует внимания. В гостиную приходят все поставки, мы с Димой там же всё обрабатываем, поэтому дни поставок — ад.
Пока секс-шоп на этапе становления, не хотим искать человека, который будет выполнять всю эту текучку. Хотим держать руку на пульсе, а где-то через год можно будет выдохнуть.
— Как вы организуете своё время?
— Раньше я записывала всё в блокнот, не любила смартфоны и ходила с кнопочным телефоном. Сейчас нам помогает Trello. Бизнес общий, всё общее, там и составляем списки дел.
Я записываю всё и всегда, даже самые мелочи. Для меня это важно.
Отмечаю, что было сделано, переношу на другую дату то, что не было. Карточки есть на каждый день, расписаны на две недели. Постоянно заглядываю туда и проверяю.
— Получается всё успевать?
— Конечно, нет. Ребёнку всего три месяца, пока сложно.
— Чем занимаетесь в свободное от работы время?
— Мы любим посещать фестивали, можем сходить послушать диджейский сет, заглядываем на арт-тусовки, были на Burning Man два года подряд и планируем поехать ещё. Люблю делать костюмы для вечеринок своими руками.
Ещё катаемся на лыжах раз в год, путешествуем на машине по сложным и долгим маршрутам, ездим с Димой на мотоциклах. Но раньше на развлечения времени было больше, сейчас его почти не остаётся.
Лайфхакерство от Есении Шамониной
- Фэнтези-произведения Юрия Никитина. В детстве безумно их любила. Именно они вдохновили меня делать что-то полезное и заметное, а не просто родиться, прожить жизнь и умереть. Как я уже говорила, мы создали секс-шоп, чтобы осчастливить людей. Это очень важно.
- Книга «Сексуары» Вячеслава Костюченко. Автор — владелец очень старого секс-шопа БДСМ-направленности «Три комнаты». Это издание, правда, очень сложно найти. Там хард-БДСМ, но вообще книга про всё. И для продавцов магазинов — вроде учебника, и для пар. Мы раздаём в нашем магазине похожие книжки, я писала их сама. Такой ликбез по секс-игрушкам. И вдохновил меня именно Костюченко.
- Фильм «Скрытые фигуры». Про афроамериканок, которые работали в НАСА и помогали компьютерной отрасли. Вдохновляющее кино.
- Интервью с бизнесменами в блоге amoCRM. Смотрела с большим удовольствием. К сожалению, сейчас очень мало времени остаётся на это.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
РекламаЛол, это что, 2к17? Квиз, от которого можно поймать острый приступ ностальгии
Foodtech Tour: 3 факта о митапах от Еком-сервисов Яндекса
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT