Стоит ли смотреть «Элвиса» — сумбурный фильм с крутым саундтреком и костюмами
8 августа на цифровых площадках вышла картина База Лурмана «Элвис», основанная на биографии легендарного музыканта. Это первая полнометражная работа режиссёра со времён «Великого Гэтсби» — то есть почти за 10 лет. Кстати, в период затишья Лурман ещё выпустил крайне недооценённый сериал «Отжиг» (The Get Down).
Во время премьеры на Каннском кинофестивале картину приняли очень тепло, а вот в прокате «Элвис» собрал 250 миллионов долларов при бюджете в 85. То есть он оказался прибыльным, но не грандиозно успешным. Возможно, поэтому его довольно быстро выпустили в Сети, пока интерес зрителей не угас окончательно.
При просмотре легко понять, почему «Элвис» не вызвал бурного ажиотажа: Лурман снимает точно так же, как 10 и даже 20 (когда вышел «Мулен Руж») лет назад. Это снова не в меру яркий, громкий и хаотичный фильм, состоящий из красивых сцен, которые часто мешают друг другу.
Но в этом же и его прелесть. Режиссёр хочет просто порадовать публику и лишний раз напоминает о великом артисте.
О жизни Элвиса рассказывают поверхностно, но раскрывают другого героя
Как ни удивительно, главным персонажем этого фильма хочется назвать не самого Элвиса Пресли (его сыграл малоизвестный, но очень харизматичный Остин Батлер). Большая часть истории подана от лица его менеджера — полковника Тома Паркера (Том Хэнкс). Уже будучи глубоким стариком, находясь в больнице, он вспоминает, как познакомился с совсем юным певцом, которого только начали крутить на радио.
Паркер быстро понял, что Элвис станет звездой, подписал с ним контракт и отправился в тур. Вот только менеджера всегда заботил исключительно заработок, а сам исполнитель ценил свою публику и из‑за тяжёлых условий постепенно начал терять вдохновение.
Вряд ли найдётся хоть один человек, который не слышал ни одной песни Элвиса Пресли, не узнает его внешность и голос. А вот биографией артиста интересовались далеко не все, на слуху лишь отдельные факты: служба в армии, карьера в кино, странная смерть и так далее.
И в плане раскрытия личности и жизненной трагедии певца «Элвис» выглядит довольно спорной картиной. Лурман охватил всю жизнь исполнителя, поэтому сюжет ураганом проносится по основным этапам его биографии, толком не останавливаясь ни на одном.
Вот юный Элвис впервые выходит на сцену и неожиданно понимает, что девушкам нравятся его сексуальные движения. Через 10 минут экранного времени он уже звезда. Ещё через 10 минут карьера под угрозой, и исполнителя отправляют служить в Германию. И так без остановки все два с половиной часа хронометража.
Наверное, автора можно поругать за поверхностный взгляд на персонажа. Но, с другой стороны, кажется, что Лурман обращается к тем, для кого Элвис только голос и актёр старых забавных фильмов (про них, кстати, говорят очень мало). Таких зрителей картина познакомит с непростой судьбой певца.
Но интересно другое. Как уже упомянуто в начале, главным героем этой истории можно назвать Паркера. И вот эта личность в «Элвисе» раскрывается намного ярче — недаром Хэнкс даже решил отойти от своего традиционного амплуа хорошего парня ради роли, да ещё и позволил себя так загримировать.
Эта личность знакома лишь тем, кто интересуется закулисьем шоу‑бизнеса. Но на самом деле именно полковник Том Паркер создал индустрию в знакомом нам виде. Он прародитель грабительских контрактов, бесконечного мерча и проталкивания исполнителей в рекламу. А ещё этот человек вырос от работника цирка до одного из самых известных менеджеров США. Кроме того, он эмигрант из Европы, на котором висело подозрение в убийстве. И да, он никакой не полковник и даже не Том Паркер, а Андреас Корнелис ван Кёйк.
Авторы остроумно показали историю от его лица. Это как бы злодей, который пытается оправдать свои действия тем, что подарил миру звезду. Но по сути Паркер — почти Мефистофель, постоянно уговаривающий Элвиса продавать свою душу ради очередного контракта. Наблюдать за тем, как этот человек использует самые подлые приёмы, чтобы добиться своего, даже интереснее, чем следить за переживаниями самого певца.
В «Элвисе» постановка выглядит хаотично, но музыкальные номера очень крутые
Биографический фильм «Богемская рапсодия», посвящённый Фредди Меркьюри, много критиковали за рваный монтаж, когда даже сцены диалогов нарезали по 2–3 секунды. «Элвис» выводит эту странность на новый уровень. Причём удивительным образом это и плюс, и минус картины.
Кажется, долгих планов здесь нет вовсе: камеры переключаются как сумасшедшие, но к этому ещё и добавляют сплит‑скрин — экран делят на части, в которых показывают что‑то своё. Возможно, Лурман так хотел передать бешеный темп жизни главного героя и насыщенность его биографии яркими моментами. Но в итоге картину можно воспринимать только как нарезку клипов.
И вот тут проявляется главный талант Лурмана и достоинство «Элвиса». Музыкальные номера в руках режиссёра превращаются в нечто неподражаемое, великолепное и захватывающее. Достаточно вспомнить «Мулен Руж», задавший стиль всевозможных вечеринок на долгие годы. И потом ту же историю с «Великим Гэтсби», который даже не мюзикл.
За костюмы в фильме отвечала Кэтрин Мартин — жена режиссёра, которая работает с ним постоянно и уже завоевала четыре «Оскара». Хотя здесь, пожалуй, ей было легче, ведь во многих случаях достаточно было просто скопировать яркие оригинальные наряды Пресли.
Что же касается музыки, то Лурман снова миксует стили, которые, кажется, не должны сочетаться. Но удивляться не приходится: один из самых знаменитых номеров всё той же ленты «Мулен Руж» — El Tango De Roxanne. Это кавер на песню британца Стинга, который исполняет поляк в стиле аргентинского танго — и всё это во Франции начала XIX века.
В «Элвисе» режиссёр смешивает старые оригинальные записи исполнителя с каверами, которые спел сам Остин Батлер, — из‑за этого рок‑н‑ролльные хиты периодически превращаются в тягучий трип‑хоп или любой другой стиль. А потом добавляют ритма и баса и поверх этого пускают рэп.
Совершенно непонятно, как это может звучать хорошо. Но звучит! И так, что после просмотра сразу хочется найти саундтрек и послушать отдельно.
Возможно, дело в том, что такой подход позволяет понять ощущения современников от творчества самого Элвиса Пресли. В фильме как раз показано, как он смешал «чёрные» блюзы и госпелы с традиционным кантри. То есть противоположные стили, которые слушали чуть ли не ненавидящие друг друга люди.
И даже интересно понаблюдать: вызовет ли «Элвис» новую волну интереса к творчеству короля рок‑н‑ролла? Будут ли устраивать вечеринки под его музыку и наряжаться в стиле 60‑х? Опыт «Мулен Руж» и «Великого Гэтсби» подсказывает, что да.
Социальные темы кажутся лишними, а личной драмы не хватает
Наиболее смешанные ощущения остаются от сцен, когда Лурман пытается проецировать судьбу Элвиса на жизнь всей страны. Хотя, казалось бы, это довольно просто: расцвет популярности Пресли пришёлся на очень неспокойные для США времена. Здесь и цензура, и сегрегация, и множество тревожных событий.
И вроде картина говорит обо всём. Ведь у Элвиса действительно были проблемы с имиджем для телевидения, певца могли попросту запретить. А на концертах публику и правда делили по цвету кожи. Но почему‑то кажется, что режиссёр, как и в случае с биографией, попытался охватить слишком много. Помимо действительно влиявших на творчество Пресли событий показывают моменты, которые никак не продвигают сюжет. Особенно ярко это видно по сцене смерти Кеннеди. Герой много рассуждает, но в итоге не делает ничего. Просто зритель лишний раз убеждается, что продюсер звезды — злодей.
Другое дело — личная трагедия артиста. Здесь даже обидно, что авторы решили не фокусироваться на его переживаниях. Это бы снизило слишком бодрый темп и позволило увидеть в герое травмированного человека. Ведь на самом деле «Элвис» — история борьбы искренности с продажностью. Биография человека, который пытался сохранить себя в жестоком мире шоу‑бизнеса. Да и просто признание в любви как к самому Пресли, так и к его преданной публике.
Увы, приходится довольствоваться отдельными вставками, когда главный герой переживает смерть матери или когда разговаривает со своей женой о перспективах. Чуть больше акцентировали бы внимание на таких трогательных сценах, история бы расцвела.
«Элвис» выглядит фильмом из прошлого. Лурман словно делает вид, что не прошло 10–20 лет и можно всё так же выдавать картины на грани китча, даже не прорабатывая сюжет. Но удивительным образом у режиссёра получается порадовать и заинтересовать зрителя. Обо всех недостатках задумываешься только после финала. А до этого картина выглядит безумным и ярким погружением в жизнь одного из величайших певцов.
Станьте первым, кто оставит комментарий