Эффект Супер-Марио: простой трюк, который поможет не зацикливаться на неудачах
Несколько лет назад бывший инженер NASA и Apple Марк Робер (ныне он популярный YouTube‑блогер с 54,3 млн подписчиков и спикер TED) провёл любопытный эксперимент.
Он попросил подписчиков на YouTube сыграть в простую компьютерную игру, созданную самим Марком в компании с приятелем. Пользователи должны были провести нарисованную машинку через несложный лабиринт, запрограммировав её движение с помощью последовательности командных блоков. Они видны в правой части экрана.
По такому же блочному принципу маленьких детей учат кодировать. Когда игрок составляет нужную последовательность команд, он жмёт кнопку Run («Поехали!»). Машинка начинает двигаться, строго выполняя заданные команды: «Двигайся вперёд», «Если квадратик голубой, поверни направо», «Если квадратик зелёный, поверни налево».
Как объяснял подписчикам сам Робер, эксперимент он проводит, чтобы доказать: программировать может каждый, вне зависимости от возраста или образования. В предложенную Марком игру‑код сыграли около 50 тысяч человек.
Лишь позже выяснилось: цель у Робера была совсем другой. Инженер не пытался доказать, что программировать могут все. Он исследовал поведение людей в зависимости от «штрафов», встроенных в программу.
Оказывается, Робер сделал две версии игры. В первой из них, когда участник жал Run и обнаруживал, что составленный им код не приводит машинку к цели, на экране появлялось сообщение: «Не сработало. Пожалуйста, попробуйте ещё раз». При этом ни одно из выданных игроку на старте 200 очков не терялось. Во второй версии сообщение об ошибке было иным: «Не сработало. Вы потеряли 5 очков. Теперь у вас 195. Пожалуйста, попробуйте снова».
Кажется, разница была не слишком‑то значительной. Но она помогла раскрыть кое‑что важное о человеческой психике.
Как влияют на людей потери
Успешность двух групп оказалась очевидно разной. Среди людей, у которых не отнимали баллы за ошибку, с игровой задачей в конце концов справились 68%. А вот среди тех, кого штрафовали за каждый проигрыш, успеха достигли лишь 52%. Разница в 16%!
Кроме того, Марк обратил внимание, сколько попыток сделали участники каждой из двух групп, прежде чем сдаться. Те, кто не терял баллы, в среднем подступались к задаче 12 раз. Те, кто терял, — всего пять.
Резюмировать эти два наблюдения можно так.
Люди, которые предпринимали больше попыток решить задачу, достигали успеха чаще, чем те, кто сдавался почти на старте. То же верно и в отношении успеха в реальном мире.
Робер обращает внимание, что основная разница между двумя категориями игроков вот в чём. Люди из «успешной» и «неуспешной» групп получали принципиально разные сообщения в случае неудачи. И, как следствие, по‑разному на неё реагировали.
Благодаря своему эксперименту Марк сформулировал так называемый эффект Супер‑Марио — простой психологический трюк, который помогает легче относиться к поражениям и добиваться большего. Но прежде чем описывать суть явления, стоит обсудить, как вообще мы воспринимаем неудачи и как те влияют на наше поведение.
Как люди воспринимают неудачи
Мы хотим быть богатыми — следовательно, мы не хотим быть бедными. Мы жаждем успеха — следовательно, мы не желаем неудач. Если бедность является противоположностью богатству, то проигрыш должен быть противоположностью победе. Так выглядит общепринятая модель отношения к неудачам. Отметьте её, чтобы вернуться к этому чуть позже.
Можно с уверенностью предположить, что люди воспринимают поражения в негативном свете. Страх перед неудачей настолько силён, что может заставить нас отказаться даже от попытки что‑то сделать. Неудачи заставляют нас выходить из игры раньше, чем стоило бы. Они могут даже уничтожить самооценку.
Хотя дело ведь не в неудачах как таковых, а в нашем отношении к ним.
Возвращаясь к игровому эксперименту Марка Робера, можно заметить вот что. Поражения терпели участники обеих групп. Но этим проигрышам придавалось разное значение. Первой группе просто предлагали ещё одну попытку. Участникам из второй назойливо сообщали: «Из‑за своей ошибки ты уже кое‑что потерял! Но хорошо, попробуй снова».
Даже при том, что участники из второй группы теряли не что‑то реальное, а бесполезные фальшивые интернет‑очки, они всё равно сдавались раньше, чем игроки из первой.
В реальном мире мы относимся к неудачам так же. Считаем их плохими, болезненными. Думаем о них как о чём‑то постыдном, чего не должно было произойти. О чём‑то, что стоило бы скрывать от близких и друзей. И вот на этом фоне окружающий мир велит нам сохранять оптимизм и попробовать ещё раз... Нам проще сдаться.
Однако есть лучший способ взглянуть на промахи — включить эффект Супер‑Марио.
Что такое эффект Супер‑Марио и как его применять
В детстве Марк Робер был буквально одержим одноимённой компьютерной игрой. Он проводил часы, управляя Марио и пытаясь с его помощью проникнуть в замок и спасти прекрасную принцессу Пич.
Когда вы начинаете играть в подобную игру и, например, проваливаетесь в яму, вы же не думаете: «Ох, какой позор! Я больше никогда не буду в это играть, ведь у меня не получилось!» Нет. Вместо этого вы проходите всё заново, уже зная, что в определённом месте есть яма. И думаете лишь о том, что её надо перепрыгнуть или обойти. Играя, мы учимся на неудачах, но не зацикливаемся на них.
В этом заключается идея геймификации жизни, или эффекта Супер‑Марио.
Играть и переходить с уровня на уровень может быть сложно. Иногда это долгое путешествие. Когда вы по каким‑то причинам застреваете на очередном этапе, это раздражает. Но никогда такие временные поражения не бьют по вашей самооценке и не бывают болезненными.
Марк делает акцент: это история не про оптимизм. Вы не пытаетесь найти в поражениях что‑то хорошее, вы просто играете и преодолеваете препятствие за препятствием. Да, падая иногда. Ну и что, а кто в компьютерных играх не падает?
Эффект Супер‑Марио предполагает, что к неудачам в реальной жизни надо относиться так же. Они не негативные события, а неизбежная, хоть и раздражающая, часть вашего пути.
И вернёмся к прозвучавшему выше тезису о том, что неудача — это противоположность успеху, так же, как бедность — богатству. Это утверждение на самом деле ошибочно. Долгое пребывание в бедности не сделает вас богатым. А долгий период поражений — если вы учитесь на ошибках и запоминаете расположение «ям» — в конечном итоге приводит вас к победе.
Таким образом неудача не противоположность успеху. Она его предшественник.
Джоан Роулинг 12 раз терпела неудачи, прежде чем на тринадцатый её знаменитую историю про мальчика со шрамом на лбу наконец‑то приняли в печать. Эдисону пришлось пережить тысячу провалов, чтобы на 1001‑м подходе изобрести лампочку. Вы такой же, как они. Точно так же у вас будут неудачи N раз, прежде чем вы в чём‑то преуспеете. Два проигрыша подряд означают, что вы уже на два шага ближе к победе, чем раньше.
Поражения неизбежны на пути к цели: жизнь устроена именно так. Ваша задача — перепрыгивать «ямы». Как будто вы компьютерный герой, который просто проходит очередной уровень.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Какой вирусный видеотренд вам подходит?
Стартовал конкурс молодых художников «Картина мира»: работы победителей выставят в Третьяковке
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»