Чем эффект Осборна вредит компаниям и как не столкнуться с ним в обычной жизни
В чём суть эффекта Осборна
Эффектом Осборна называют маркетинговую ошибку, когда компания заявляет о новом продукте слишком рано, из‑за чего её нынешние товары перестают покупать.
Название явления связано с провалом Osborne Corporation — компьютерной корпорации, созданной в 1980‑е годы в США предпринимателем Адамом Осборном. В 1981 году компания представила один из первых портативных компьютеров в мире.
Это был Osborne 1 — «чемодан» весом почти 11 килограммов с маленьким 13‑сантиметровым экранчиком. В машине сразу имелось всё необходимое: клавиатура, монитор, нужные для работы программы. При этом стоил первый «ноутбук» немногим дороже предустановленных на нём приложений. Поэтому компьютер стал очень популярен. Месячный оборот Osborne Corporation уже через год после запуска составил 10 миллионов долларов.
Дела, казалось, шли хорошо, и в 1983 году Осборн продемонстрировал журналистам прототипы новых компьютеров: Vixen и Executive. Предполагалось, что это будут усовершенствованные модели. Например, на них собирались устанавливать экраны большей диагонали и более вместительные диски.
Но, как ни странно, этой презентацией Осборн выстрелил своей компании в ногу. Хотя журналисты не писали о Vixen и Executive до оговорённого срока, информация дошла до дилеров техники. Те испугались, что не смогут распродать старые модели, когда выйдут интригующие новинки, и перестали закупать Osborne 1. Продажи компьютеров Осборна резко упали, и компания пошла на дно: уже в сентябре 1983 года она стала банкротом.
Позднее многие усомнились, что именно презентация погубила компанию Осборна. Например, выяснилось, что он вложил огромные деньги в сборку устаревшего оборудования, хотя компания уже перешла на новые модели. Сама корпорация так и не перестала быть убыточной. А большой удар по продажам осборновских «ноутбуков» нанёс выход схожих, но более дешёвых и технологичных устройств от конкурентов: Kaypro, IBM и Compaq.
Тем не менее эффект, который может произвести слишком ранняя презентация новой модели, был назван именем Осборна.
Чему история Осборна может научить
Хотя в основном эффекта Осборна боятся корпорации (вспомните, например, как скрывают новые модели гаджетов или автомобилей до их презентации), он способен проявляться и в обычной жизни.
Не стоит спешить
Osborne Corporation не единственная компания, которая пострадала от преждевременных анонсов. Например, в начале 2010‑х годов Nokia объявила, что будет переводить свои смартфоны с операционной системы Symbian на Windows Phone.
На момент заявления устройства на Symbian продолжали приносить компании хорошую прибыль. Однако, пытаясь угнаться за Android и IOS, генеральный директор Nokia Стивен Элоп ясно дал понять, что компания прекращает поддержку старой системы. Причём делает это резко — планировалось, что на устройствах с Symbian не будут работать новые приложения.
Продажи старых телефонов рухнули, хотя новые были ещё не готовы. Когда же устройства на Windows Phone всё-таки вышли, они оказались сырыми, из‑за чего их быстро перестали покупать. В итоге ту часть Nokia, которая занималась мобильным бизнесом и некогда доминировала на рынке, в 2013 году купила Microsoft.
В жизни подобная спешка тоже может навредить. Например, если человек случайно повторит за генеральным директором Элопом и опрометчиво заявит начальству, что меняет работу, хотя ещё не получил предложение от другой компании, то с лёгкостью попадёт в неприятную ситуацию. А если он переключится на «горящую» проблему, как когда‑то Nokia, но не доведёт дело до конца, то трудностей станет ещё больше.
«Собираюсь» и «сделаю» — не одно и то же
Во многом провал Осборна был связан с тем, что он показал устройство, которое ещё не пошло в массовое производство.
С похожей ситуацией чуть раньше столкнулась North Star Computers. Компания в 1978 году заявила, что разрабатывает новые диски, память которых будет в два раза больше старых, а цена останется прежней. При этом никакого готового устройства у корпорации не было — лишь планы. В итоге продажи существующего оборудования упали, а сама North Star чуть не разорилась, разрабатывая новый диск.
Так и человек, наделавший громких заявлений, вынужден потом в поте лица решать проблемы, которые сам создал. Ему приходится извиняться, краснеть и перерабатывать. А иногда и мириться с тем, что его лишили премии за не сданный вовремя отчёт. Поэтому лучше не обещать сделать то, с чем, возможно, не получится справиться.
Последствия наших действий бывают непредсказуемы
Чтобы урезонить продавцов, Осборн лично продемонстрировал им Executive и попытался доказать, что новый аппарат не конкурент старого. Но слушатели отреагировали неожиданно: после встречи Osborne 1 стал продаваться хуже прежнего.
К сожалению, люди далеко не всегда ведут себя так, как мы ожидаем, и это может нарушать любые планы. Стоит учитывать подобное заранее и быть готовым к неожиданностям. Например, просчитывать разные варианты действий или держать в запасе несколько идей. Тогда вы точно не растеряетесь, как когда‑то Осборн.
Станьте первым, кто оставит комментарий