Уроки Дзиро Оно: как добиться прорыва в своей профессии
В 2011 году вышел документальный фильм «Мечты Дзиро о суши», в котором рассказывалось о жизни 85-летнего суши-мастера Дзиро Оно (Jirō Ono) и о том, как в течение всей жизни, подобно тому, как вода точит камень, Дзиро добивался наивысшего уровня мастерства в своей профессии.
Дзиро считается лучшим мастером суши всех времён. Три звезды Michelin. В 2014 году в его заведении обедали президент США Барак Обама и премьер-министр Японии Абэ Синдзо. В его ресторане всего 10 мест, и желающим попробовать суши от Дзиро приходится записываться за несколько месяцев. Да, это чертовски хорошие суши. Возможно, лучшие суши на планете.
Чтобы добиться всеобщего признания, Дзиро потребовалось 85 лет, в течение которых он ежедневно, шаг за шагом, оттачивал своё мастерство.
Я делаю одно и то же снова и снова, улучшая кусочек за кусочком.
Дзиро Оно
Так как ему это удалось? Должен же быть какой-то секрет, что-то такое, что сделало работу Дзиро известной во всём мире. Тонкое наблюдение кинокритика Роджера Иберта (Roger Ebert) помогло нам приоткрыть завесу этой тайны — «туннельное зрение», как он это назвал.
За своей стойкой Дзиро подмечает детали. Некоторые посетители — правши, некоторые — левши. Это помогает определить, где они сядут.
Когда он подаёт идеальный кусочек суши, он наблюдает, как его едят. Он знает историю каждого морепродукта. Он знает материал, с которым работает. Например, что осьминога нужно обрабатывать 45 минут, не больше и не меньше. Он ищет отклик в глазах посетителя. Понравилось ли ему? Стоит ли что-то поменять?
Осознайте трагедию жизни Дзиро Оно: у него нет и никогда не будет четырёх звёзд.
Роджер Иберт
Это человек, который был одержим не деньгами, не властью, не славой, а идеальным кусочком суши.
Если бы Дзиро прислушивался к мнению большинства, то мог бы выбрать один из множества других, более лёгких путей. Но путь Дзиро не был хорошо протоптанным. Это был путь упорных поисков высокого качества. Дзиро сузил свой фокус, как линза фотоаппарата направляет луч света в одну точку.
Взгляните снова на описание Роджера Иберта. Дзиро подмечает детали, даже незначительные, например, левша или правша его посетитель. Он обслуживает. Он наблюдает. Он знает историю каждого продукта, но постоянно ищет большего. Он привносит изменения в то, как готовит. Он ищет в глазах посетителя отклик. Смотрит, понравилось ли ему улучшение. Это и есть признаки настоящего мастерства.
Наблюдение
Хотите стать профессионалом? Учитесь наблюдать. Для развития необходимо получать обратный отклик.
Дзиро всё время делал небольшие наблюдения: какая рука у посетителя ведущая, как он реагирует на блюдо, как он ест. Дзиро постоянно собирал ответную реакцию такого рода. В отличие от распространённых маркетинговых опросов, это не равнодушное заполнение анкеты. Это коммуникация более глубокого уровня.
Дзиро не очень много разговаривает на протяжении фильма и, скорее всего, в жизни говорит ещё меньше. Но тем не менее он непрерывно обменивается информацией. Общение между ним и посетителями — это жизненная сила, которая помогает ему двигаться дальше и даёт ему поток ответных реакций, которые он может продолжать использовать до бесконечности.
Он не говорит, но, как стендап-комик, проверяет, как по-разному можно преподнести один и тот же материал. Его решение обрабатывать осьминога на 15 минут дольше было продуманным экспериментом. Процесс поиска качества на самом деле очень похож на настройку радиоприёмника. И Дзиро всегда проверяет, можно ли добиться более чистого сигнала.
Изучение
У суши в Японии, мягко говоря, долгая история. Стать общепризнанным мастером суши в Токио — то же самое, что быть лучшим программистом в Кремниевой долине. Чтобы тебя признали лучшим из лучших, нужно действительно уметь удивить.
Обратная связь касается не только клиентов. Она относится и к истории.
Для суши-мастера на первом месте — стремление к качеству. Вся ирония в том, что у стремления к качеству нет верхнего предела. Кроме того, как бы высоко вы ни поднимались, хоть до верхнего слоя земной атмосферы, чем дальше, тем всё труднее и труднее пробиться выше.
Потому что, когда вы выходите за известные пределы качества, вы встречаетесь с трудностями, которые не преодолевал ещё никто до вас. Это в буквальном смысле неисследованная страна.
Таким образом, есть несколько путей, которыми вы можете пойти. Основываясь на открытиях предшественников, старайтесь пойти дальше них, туда, где никто не был. Или проанализируйте всё, что было достигнуто предшественниками, и попробуйте сделать нечто строго противоположное. Само по себе никакое решение не будет ошибочным.
Чтобы достичь высокого уровня качества, можно начать с чистого листа и идти методом собственных проб и ошибок. Но почему бы не сэкономить время и не посмотреть, что и почему делали мастера своего дела до вас? Тогда вы сможете решить, что взять от них, а что оставить.
Повторение
Повторение критически важно для качества. Все профессионалы проходят нескончаемый цикл проб и ошибок, чтобы улучшить свои творения. Повторение напоминает практику, и только во время практики начальные навыки формируются и совершенствуются. Но цель повторения несколько иная — открытия и эксперименты.
На этом значимость процесса повторения не заканчивается. Оно учит мыслить методично. Это роднит любую профессиональную деятельность с наукой. Да, вся современная наука построена на повторении: сначала тщательное тестирование, а затем наблюдение за результатами.
Замысел
Понимание своего собственного намерения имеет решающее значение для процесса повторения. Дзиро сформулировал свою цель так: «Я не успокоюсь до тех пор, пока не доставлю вам самый идеальный кусочек суши на планете».
Наблюдение. Изучение. Повторение. Эти инструменты Дзиро применял на протяжении 85 лет. Не всем нам так повезёт, чтобы в распоряжении было 85 лет для оттачивания своего мастерства. Но мы всё же можем ощутить на себе все преимущества его методики. Нужно только не забывать о главном: если сама цель слаба, ей ничто не поможет. Поэтому ставьте себе высокую планку и совершенствуйтесь.
Станьте первым, кто оставит комментарий