«Джокер» — грубая пощёчина, которую должен получить каждый
Режиссёр Тодд Филлипс, когда‑то прославившийся пошловатой серией комедий «Мальчишник в Вегасе», совершенно неожиданно снял одну из самых жёстких и эмоциональных картин не только в мире кинокомиксов, но и вообще в современном массовом кино.
«Джокер» собрал в прокате более миллиарда долларов и получил 11 номинаций на премию «Оскар». В итоге Хоакин Феникс забрал награду за лучшую мужскую роль. Также Американская киноакадемия отметила композитора Хильдур Гуднадоуттир, написавшую саундтрек.
И это не просто очередной перезапуск истории злодея из комиксов, а новый фильм о потерянном и униженном человеке, которого доводят до срыва, заставляя превратиться в безумного преступника.
Это история Артура Флека — клоуна из Готэма восьмидесятых. Он живёт с матерью в тесной квартирке, подрабатывает зазывалой и мечтает стать стендап‑комиком. Но к психическим заболеваниям Артура добавляются постоянные проблемы в жизни. И однажды его терпению приходит конец.
Трагедия в яркой оболочке
Разумеется, первое, что привлекло внимание к этой картине (помимо талантливейшего Хоакина Феникса в главной роли), — это новая история происхождения знаменитого злодея, которого все знают не только по оригинальным комиксам, но и по множеству экранизаций. Вокруг версии Джокера, которую сыграл Хит Леджер в «Тёмном рыцаре», со временем и вовсе образовался настоящий культ.
Но фильм Тодда Филлипса моментально заставляет забыть и обо всех предшественниках, и о комиксах вообще. Это совсем другая история. Как Джокер прячет под нарисованной улыбкой грустное лицо, так и сам сюжет использует вымышленный мир лишь в качестве яркой обёртки.
Здесь нет и не может быть супергероев. Это наша реальность. Грязный и мрачный Готэм восьмидесятых с забастовкой мусорщиков напоминает то ли о разрухе в те же годы в Нью‑Йорке, то ли о нынешних протестах в различных столицах мира.
Автор и не скрывал, что «Джокер» гораздо ближе к «Таксисту» Мартина Скорсезе, чем к «Тёмному рыцарю» или «Бэтмену».
Главный герой (он же злодей) получает новую биографию, лишь немного связанную с «Убийственной шуткой» Алана Мура, и совершенно другой образ, в котором нет места ни химикатам, ни жутким шрамам. А поклонникам достаются лишь мелкие отсылки вроде Томаса Уэйна, лечебницы «Аркхэм» и пары знакомых сцен.
Строго говоря, этот фильм мог бы называться совсем иначе, например просто «Артур». Исключив все связи с DC, картина совершенно не потеряла бы в сюжете. Но обвинять режиссёра в том, что он использовал знакомую оболочку для рекламы, просто невозможно.
В первую очередь потому, что эта лента действительно очень сильная и её стоит посмотреть каждому. А без такой промокампании привлечь зрителей на мрачную драму от бывшего комедийного режиссёра было бы очень трудно. Но Филлипс нашёл способ подать авторское кино так, что о нём теперь говорят все.
История маленького человека
Всё в том же комиксе Алана Мура «Убийственная шутка» Джокер утверждал, что между обычным человеком и безумцем всего один неудачный день. Фильм Тодда Филлипса показывает, что это не так. Преображение тихого и забитого героя не следствие одного события и неудачного дня. К этому ведёт вся его жизнь, наполненная унижениями.
И поэтому «Джокер» — не о победе добра над злом и не о справедливости. Он даже не про становление безумного преступника. Этот фильм — одно из грубых и точных высказываний о жизни того самого «маленького человека» в обществе. И пусть в кадре восьмидесятые и США, ситуация та же во все времена и в любой стране.
«Джокер» показывает безжалостное общество, в котором над слабым обязательно издеваются, а лежачего добивают ногами. Наше общество.
Да, возможно, в фильме «С меня хватит» путь от обычного человека к преступнику показывали правдоподобнее, а отрицательные персонажи выглядели живее. Но именно «Джокер» с театральным, если не цирковым, гротеском показывает всю пошлость политиков и медийных личностей.
Он прямо говорит, что большинство людей на улице переступит через жертву нападения и не заметит её. Трагедия Артура в том, что его просто никто не видит. Для всех он — функция, тень, от которой хотят поскорее избавиться. И его порывы не желание что‑то изменить. Это способ стать заметным, настоящим, тем, с чьим мнением будут считаться.
Но и этим дело не ограничивается. Одновременно «Джокер» становится ярчайшим примером проблем человека с психическими заболеваниями. Ведь многие до сих пор стараются делать вид, что не существует ни ОКР, ни аутизма. А людям с клинической депрессией, как и главному герою, все просто советуют улыбнуться.
История Артура отлично раскрывает, что случается, когда человека всю жизнь заставляют скрывать свои эмоции и проблемы и даже не пытаются понять, что с ним происходит.
Торжество мрачной эстетики
Но даже и тем, кому все озвученные темы кажутся чуждыми и непонятными, стоит посмотреть этот фильм. Как минимум ради невероятно красивых съёмок и потрясающей игры Хоакина Феникса.
Не зря на главную роль взяли именно этого актёра. Ведь значительная часть картины построена на эмоциях. А оператору остаётся только ловить его богатую мимику и каждое движение. В кадре происходит настоящее перерождение героя. Достаточно сравнить его смех, скованность и тяжёлую походку в начале и постоянные танцы в финале.
Съёмки тоже совершенно не напоминают комиксы. Это множество медленных планов, концентрация не на сюжете, а на самом персонаже. Его движения нередко превращаются практически в пантомиму под музыку композитора «Чернобыля» Хильдур Гуднадоттир.
Визуальное оформление «Джокера» заставляет полностью прочувствовать эмоции Артура. Вот он с трудом карабкается по лестнице, а после первого преступления с лёгкостью бежит вверх по ступенькам или же, танцуя, уходит вниз.
Его мир фантазий всегда красочнее, чем реальность, погружённая в серо‑синие тона. И только в самом конце он сам становится ярким пятном, привлекающим к себе внимание.
Возможно, это не самые сложные режиссёрские и операторские ходы. Но в «Джокере» всё идеально работает на историю. Без лишнего затягивания, без усложнения. Ровно так, как нужно.
Плохой пример для подражания
Неоднозначный фильм ещё до премьеры вызвал беспокойство властей США. После трагических событий на премьере «Тёмного рыцаря» многие боятся, что «Джокер» романтизирует образ преступника‑анархиста и вызовет беспорядки.
Вот только это всё напрасно. Артур Флек — не самый привлекательный герой. В первую очередь потому, что он и сам не рад своей судьбе и до последнего хотел, чтобы всё было хорошо. В его существовании нет никакой романтики, а преображение в Джокера — лишь символ потери нормальной жизни.
И бесполезно бороться с проявлениями насилия, когда уже толпы превращаются в условных Джокеров. Нужно смотреть на первопричины. Об этом власти многих стран часто забывают. А герой фильма своим зловещим гримом, сильно похожим на образ клоуна‑убийцы Пого, напоминает.
Тодду Филлипсу удалось донести то главное, что не получилось ни у Нолана, ни у Снайдера: Джокер — не человек, а идея, воплощение безумия и анархии.
«Джокер» оставляет очень мрачные и тягостные впечатления. Ведь фильм показывает даже не неонуарные комиксы в духе «Тёмного рыцаря» или «Логана». Это тягучая история на грани безумия об отвратительной изнанке общества, расслоении классов и всеобщем равнодушии к проблемам других.
Картина наверняка быстро станет культовой, а Хоакин Феникс уже получил почти все возможные награды. Но всё же «Джокер» не фильм о преступнике, протесте или анархии. Это символ обречённости и одиночества, которое приводит к безумию. И именно поэтому он так цепляет.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.