Как отличить подделку духов от оригинала: 7 заблуждений, которые могут помешать сделать правильный выбор
Заблуждение № 1. Парфюм должен всегда и на всех пахнуть одинаково
В идеальном мире — да. В реальности же раскрытие аромата зависит от температуры тела, типа кожи, гормонального фона. Парфюмерам не под силу учесть всё так, чтобы духи звучали одинаково. И если от коллеги, которая использует белоцветочно-мускусный аромат, пахнет чистой рубашкой, а вы после покупки аналогичного чувствуете только резкую анималистическую ноту — это нормально. И не плохо — просто каждому подходит свой парфюм.
Запах каждого человека индивидуален и зависит от многих факторов: возраст, привычки в еде, спортивная активность, приём лекарств, алкоголя, табака и так далее. Также звучание духов зависит от места, где вы находитесь: в Москве, Париже, Нью-Йорке, Шанхае или Дубае вы будете чувствовать свои духи по-разному. Кондиционеры, влажность, жара — аромат взаимодействует с внешними факторами и далее сочетается или нет с запахом вашей кожи. Это своего рода алхимия.
Одни и те же ароматы в разных флаконах могут различаться, но всё же расхождение не может быть значительным. Как правило, дело в нюансах. Не стоит забывать и про эффект старения ароматов. Поэтому лучше сравнивать запахи, которые были произведены в одно время. За пять лет композиция не испортится, но ольфакторный профиль может слегка измениться. Духи — это живая смесь: в них всегда идут какие-то химические реакции.
Чтобы случайно не купить аромат, который вы в итоге не сможете носить, протестируйте его не только на блоттере, но и на себе. Нанесите пшик на запястье или сгиб локтя в магазине и походите так один день. В процессе прислушивайтесь к запаху сами и спрашивайте мнение окружающих: эффект непосредственно на теле и в шлейфе может разниться.
Заблуждение № 2. Дорогой аромат обязан быть стойким
Стойкость зависит от разных факторов. На неё влияют характеристики окружающей среды. Например, стойкость может снизиться в холодную погоду. Ещё одно важное условие — компоненты аромата.
Какие-то композиции стойки сами по себе, например For Her Narciso Rodriguez. Его мускусное ядро прекрасно держится на любом человеке. А вот одеколонные композиции, как большинство из линейки Cologne от Hermes, будут «уходить» несравнимо быстрее — из-за профиля и формирующих его компонентов. То есть, конечно, фейки, как правило, проигрывают в стойкости оригинальному аромату. Но этот критерий не исчерпывающий: если аромат держится на вас более 20 минут, уже нельзя однозначно заключить, подделка это или нет.
Стойкость — это техническая характеристика, которая отражает скорость испарения душистых веществ, входящих в композицию. Определить фейк только по ней — сложно. В некоторых случаях подделка может быть даже более стойкой, чем оригинал, так как производители подобной продукции порой специально стремятся к такому эффекту, жертвуя красотой аромата.
Также важно собрать мнения со стороны. Некоторые парфюмы ложатся близко к телу — такие хорошо чувствует носитель, а окружающие не очень. Другие скорее шлейфовые, то есть человек их на себе может не замечать, зато остальные слышат за версту целый день. А ещё на запах влияет вид парфюма: у одеколона, туалетной и парфюмированной воды время звучания будет разным.
В первую очередь стойкость аромата зависит от концентрации, то есть от количества парфюмированной базы в формуле. Экстракт имеет концентрацию от 20 до 40%, поэтому он стойкий, но интимен и ощущается только носителем или близкими людьми. Туалетная вода — от 6 до 20% — не отличается долгой стойкостью и зачастую выветривается уже через 1–2 часа. Парфюмированная вода — от 15 до 30% — хороший компромисс, поскольку в ней есть и стойкость, и шлейф.
Заблуждение № 3. Если привычный аромат в новой банке пахнет иначе — это фейк
Не обязательно. Различие можно объяснить новой партией и, соответственно, другим сырьём. Понять, как это работает, легко по цитрусовым нотам. Их, как правило, добавляют в виде эфирных масел, которые получают из цедры и плодов апельсина, грейпфрута, лимона. Вкус и аромат фруктов в зависимости от условий созревания, которые были в году, могут немного различаться — это отразится и на звучании парфюма.
Чем больше натуральных компонентов в формуле, тем сильнее различия между партиями разных лет. Такое часто встречается в нишевом сегменте. Кроме того, бренды регулярно делают «реформулировки» ароматов, и не всегда по своей инициативе. Ежегодно IFRA (Международная парфюмерная ассоциация) изменяет регламент использования отдельных душистых веществ — ради защиты потребителей от выявленных аллергенов или токсического воздействия. Например, в прошлом году окончательно запретили lilial — важный ландышевый материал, который является «несущим» в аромате For Her Narciso Rodriguez. Поэтому будущие партии этого аромата, скорее всего, будут немного иными.
Но плохие подделки выдают себя сразу: они пахнут грубо, плоско, несбалансированно, с сильной «синтетичностью». Более качественные копии похожи на оригинал, но чаще только первые 15–20 минут, потому что в них скопированы верхние и средние ноты. Есть, конечно, копии исключительного качества, которые имитируют почти всё, но про такие ароматы корректнее говорить не как про подделки, а скорее как про бюджетные аналоги. Например, Bois Impérial от Essential Parfums — это двойник Ganymede Marc-Antoine Barrois.
Ещё одна вероятная причина, по которой парфюм может казаться другим, — ольфакторная слепота. Иными словами, привыкание к аромату, при котором рецепторы носа перестают распознавать определённые ноты. Оно развивается, если на протяжении долгого времени постоянно пользоваться одним и тем же парфюмом.
Заблуждение № 4. Кривой шрифт на упаковке — верный признак подделки
Это может быть незначительным браком на производстве. Также подобное возможно, если надписи на коробках и гравировку на флакон наносят вручную. Отличающийся шрифт тоже не всегда показатель: бренд мог просто обновить дизайн. Лучше присмотреться к другим деталям: ошибкам в тексте, штрихкоду, юридическому лицу и импортёру. А ещё обратить внимание на обозначение объёма: оно, как правило, даётся в двух вариантах сразу: в миллилитрах и в жидких унциях. Если надписи fl. oz. на упаковке не видно — повод забеспокоиться.
Заблуждение № 5. Проверить оригинальность парфюма по документам невозможно
Это не так. Существует несколько способов. К примеру, на упаковке можно встретить батч-код — набор цифр и/или букв, который расположен на дне коробки и флакона. Но он не даёт стопроцентную гарантию. Проблема в том, что такой код присваивается не каждому флакону в отдельности, а целой партии, которая состоит из множества экземпляров. Особо хитрые производители контрафакта способны подсмотреть код на одной из коробок и просто наштамповать такой же на своих подделках.
Более надёжный способ проверки — сертификат качества или декларация соответствия. Вы можете запросить такой у продавца. Но для большей защиты себя от подделок лучше просто покупать парфюм в магазине с надёжной репутацией, например официальном монобрендовом корнере или крупной косметической сети вроде «Золотого яблока».
Одна лишь декларация соответствия, особенно в контексте параллельного импорта, не способна гарантировать оригинальность продукта. Сейчас снизить риски покупатель может, только покупая у официального ретейлера, а не у случайного продавца в ларьке или острове в торговом центре. Официальные розничные сети тщательнее следят за источником продукции, так как дорожат своей репутацией.
И ещё стоит ориентироваться на цену: слишком низкая — повод насторожиться. Если вы знаете, что конкретный аромат в среднем стоит 20 000 рублей, а вам его предлагают в том же объёме за 3 000, то с продуктом явно что-то не так.
Заблуждение № 6. Дизайн флакона разрабатывается один раз и навсегда
Бренды могут менять его со временем. А ещё выпускать свои бестселлеры в лимитированном дизайне. Поэтому отличающийся флакон ещё не указывает на подделку. Проверить подлинность духов только по дизайну сложно ещё и потому, что дорогие фейки повторяют внешний вид оригинала довольно точно. Лучше обратите внимание на качество материала, плотность стекла, тяжесть крышечки и другие признаки.
Проверить актуальный дизайн всегда можно на официальном сайте бренда и в его соцсетях — компании редко выпускают новинки не подкрепляя их имиджевыми съёмками. Непосредственно в магазине оцените качество печати логотипа или стикера, а также состояние лака на окрашенном флаконе. Обратите внимание на качество кэш-помпы и на плотность крышки. В подделках крышка часто сидит неплотно, лак заметно облезает, а спрей течёт.
Заблуждение № 7. Настоящий парфюм всегда прозрачный
Парфюм сам по себе может иметь желтоватый или янтарно-оранжевый оттенок. А некоторые производители для эффектности красят жидкость в синий, зелёный или фиолетовый. На такие эксперименты готовы бренды из разных категорий. Например, у нишевого Serge Lutens есть аромат Baptême du Feu с бордовой жидкостью, а у люксового Burberry — Body Tender с нежно-розовой.
Многие цветочные материалы, в частности тубероза, орхидея, франжипани, имеют интенсивный жёлтый, оранжевый или красный цвет. Например, оригинальный оттенок Velvet Orchid Lumiere от Tom Ford ярко-оранжевый, а Lust от Lush — ярко-красный. Всё это без дополнительного пигмента. К тому же бренды часто экспериментируют с цветом для усиления восприятия. Причём как самого профиля (вспоминаем, какого обычно оттенка мужские морские ароматы), так и плотности композиции (версия Intense никогда не будет светлее Classic).
Несоответствие цвета тому, что вы увидели в официальном кампейне, тоже не всегда говорит о подделке. Иногда это следствие естественных процессов. Например, Angel от Mugler должен быть синим, однако со временем становится коричневым. Даже осадок во флаконе может быть нормой — допустим, бренд Kilian прямо указывают на возможность его образования.