Что такое дропшиппинг и как это можно использовать для вашего бизнеса
Что такое дропшиппинг
Дропшиппинг — это модель бизнеса, при которой продавец выступает в роли посредника, который сводит поставщика и покупателя.
Стандартная схема предполагает, что бизнесмен закупает нужные товары, где-то их хранит и параллельно ищет покупателей. Как только те находятся, он упаковывает и отправляет заказ и получает деньги.
В дропшиппинге всё происходит по-другому. Есть несколько участников схемы.
- Поставщик. Это может быть непосредственно производитель или компания, которая также занимается перепродажей, например импортёр или кто-то, кто выкупает товар на местном производстве оптовыми партиями. Он отвечает за хранение, упаковку и отправку товара покупателю.
- Дропшиппер. Он занимается продвижением товара и поиском клиентов. Чаще заказы принимаются онлайн через интернет-магазины, но никто не запрещает делать это и офлайн. Последнее может иметь смысл, когда речь идёт о маловостребованных вещах. Например, офлайн-магазин для садоводства может иметь в ассортименте шланги и лопатки. А на какие-нибудь сложные системы капельного полива принимать заказы. При этом дропшиппер ничего не хранит и не обрабатывает. Он оформляет заказ, берёт деньги от покупателя и отправляет их за вычетом комиссии поставщику. Возможен также вариант, когда оплата уходит сразу поставщику, а тот возвращает комиссию дропшипперу.
- Покупатель. В идеале он не видит разницы, покупает он товар по стандартной схеме или по дропшиппингу. С проблемами он может столкнуться, если поставщик и посредник не наладили систему взаимодействия. Например, не договорились, как работает система возврата товара и денег и так далее.
Каковы плюсы и минусы дропшиппинга для дропшиппера
Среди преимуществ можно отметить следующие.
- Дешевле начать. Не нужно тратить деньги на закупку товара, искать склад и продумывать логистику. Это не значит, что вкладывать средства совсем не придётся. Сделать и обслуживать сайт, организовать продвижение на разных площадках — всё это требует и сил, и денег. Но это придётся делать в любом случае. Так что по сравнению со стандартной схемой ведения бизнеса начать будет дешевле.
- Можно пробовать продавать разное. Когда товар сначала надо купить, приходится трижды подумать, прежде чем добавить в ассортимент что-то новое или нестандартное. Потому что есть вероятность, что оно будет пылиться на складе. При дропшиппинге тестировать новые товарные группы проще и дешевле.
- Легче следовать за трендами. Вспомним начало пандемии. Бизнес, который обратил своё внимание на маски, был в дамках. Но чтобы начать их продавать, нужно было провести некоторую работу. Найти поставщика, договориться с ним, доставить коробки масок к себе на склад, принять, разместить, внести новый товар на площадки. Дропшипперы могут вычеркнуть из этого перечня несколько пунктов и действовать быстрее.
Но есть и недостатки.
- Невозможность контролировать процессы. Поставщик может задержать отправку товара, отдать изделие с браком, не позаботиться об упаковке и так далее. Конечно, ответственность за подобные вещи можно и стоит прописывать в контракте. Но это не отменяет того, что многое происходит вне зоны действия дропшиппера.
- Репутационные риски. Этот пункт логично продолжает предыдущий. Покупателю без разницы, кто виноват в проблемах. Он общается с дропшиппером и винить во всём будет его. А ещё оставлять гневные сообщения, писать негативные отзывы и так далее.
- Высокая конкуренция. Если нет договорённостей об эксклюзивных условиях, то у одного поставщика может быть много дропшипперов. И потому за продажи и комиссию с них придётся побороться.
Каковы плюсы и минусы дропшиппинга для поставщика
Дропшиппинг позволяет делегировать продвижение и рекламу сторонним компаниям. И если дропшипперов несколько, это шанс представить свой товар более широкому кругу потребителей.
С минусами сложнее, потому что они бывают специфичными. Допустим, импортёр продаёт товар через дропшиппера. Сделки идут, покупатели довольны. А потом человек начинает реализовывать через свой магазин подделки этого бренда и получать прибыль. Компания тут рискует репутацией.
Как стать дропшиппером
Многие из этих пунктов стоит выполнять не последовательно, а параллельно, так как они определяют вашу концепцию действий в целом.
Выбрать товар
Подход может быть разным, но и стратегии продаж будут различаться.
Так, можно работать с товарами повседневного спроса — условным стиральным порошком или макаронами. Такие постоянно заканчиваются, и их всё время покупают. Но в этой нише будет высокая конкуренция: вам противостоят и ларёк на углу, и крупные торговые сети, и множество интернет-магазинов. Значит, придётся уделить большое внимание причинам, почему покупатели должны выбрать именно вас.
Можно найти малозанятую нишу и попытаться действовать в ней. Но при этом стоит помнить, что низкая конкуренция часто там, где и спрос не очень высок.
В общем, надо как следует изучить рынок, исследовать аудиторию, чтобы хорошо понимать, что люди берут, почему и как мотивировать их взять товар у вас.
В идеале товар должен обладать следующими характеристиками:
- Быть востребован круглый год, чтобы не зависеть от сезонного спроса.
- Быть приспособленным к перевозке — прочный, чтобы доезжал до покупателя в целости, и вменяемых габаритов, чтобы доставка стоила недорого.
- Не требовать примерки, чтобы снизить риск возврата.
Но это не значит, что ничего другого продавать нельзя. Может, у вас получится виртуозно переключаться с ёлок на товары с сердечками, а потом на наборы к 8 Марта и весь год жить припеваючи.
Определитесь с площадкой
Дропшиппер может работать сразу на нескольких площадках или сосредоточиться на какой-то одной. Это может быть собственный сайт, маркетплейс, соцсети — что угодно. Но важно хорошо изучить варианты и точно определиться.
Дело в том, что разные товары продаются по-разному в зависимости от платформы. Например, соцсети чаще подходят для одежды, украшений и так далее. А продать так мешки цемента, например, будет сложнее. Маркетплейс тоже не самое очевидное место для реализации бетонных колец. Там всё идёт через собственные сайты.
Найдите поставщика
Существуют ресурсы, на которых собраны поставщики для дропшипперов. Например:
- «Оптолидер» — различные товары из Китая.
- Markethot — товары для дома, косметика, гаджеты и не только.
- AlterModa — женская одежда.
Но стоит подумать о том, что лёгкие решения, возможно, не самые подходящие. Потому что чем проще заключить договор с поставщиком, тем больше у вас будет конкурентов, привлечённых этим же преимуществом.
Ещё момент: чем короче цепочка от производителя до вас, тем проще будет зарабатывать на товаре, так как каждый посредник будет увеличивать цену на свою комиссию.
Зарегистрируйте бизнес
Самозанятые не могут перепродавать товары. Потому потребуется получить статус ИП или зарегистрировать ООО. Как это сделать, мы уже писали: для ИП, для ООО.
Заключите договор
На этом этапе лучше не экономить и воспользоваться услугами юриста. Иначе можно не учесть какую-то мелочь и, например, попасть на штраф.
Компании, которые работают с дропшипперами, нередко сами предлагают свой вариант документа. Но его также нелишним будет прочесть со специалистом, чтобы он прояснил спорные места.
Продумайте стратегию продвижения товара
Это работа, которой вам придётся заниматься постоянно: тестировать гипотезы, искать новые каналы распространения информации и так далее. Но хорошо начать обдумывать, с чем вы выйдете на рынок, заранее.
Станьте первым, кто оставит комментарий