Что нужно знать о детских автокреслах: полезный гайд для родителей
Зачем нужно детское удерживающее устройство
Детское удерживающее устройство помогает безопасно перевозить ребёнка в автомобиле. Обычные сидения и штатные ремни безопасности рассчитаны на взрослого человека, а значит, они не защитят маленького пассажира в случае аварии. Удерживающее устройство же прочно зафиксирует положение ребёнка в салоне. И главное — при ДТП оно позволяет на 80% снизить риск травм у детей в возрасте до 4 лет, а у детей от 5 до 9 лет — на 52%.
Ребёнка до 12 лет нужно пристегивать ремнём безопасности и перевозить с использованием детских удерживающих устройств (автолюлька, детское автокресло или бустер). Штраф за нарушение немалый: для водителей 3 000 рублей, для юридического лица — 100 тысяч рублей. Но дело, конечно, не в штрафе, а безопасности ребёнка.
Соблюдать правила дорожного движения необходимо всем — водителям, пассажирам, велосипедистам и пешеходам. А задача нацпроекта «Безопасные качественные дороги» — сделать российские дороги более безопасными и комфортными для перемещения. За 6 лет было обновлено более 100 тысяч километров дорог. В следующем году эта работа продолжится по новому национальному проекту «Инфраструктура для жизни».
Какие бывают детские удерживающие устройства
Детские удерживающие устройства принято классифицировать по росту и весу ребёнка-пассажира. Всего выделяют четыре типа:
- Группы 0 и 0+ (до 13 кг). Такие автокресла ещё называют автолюльками. В зависимости от модели они предназначены детей примерно до года. За счёт чашеобразного корпуса такое устройство позволяет ребёнку как лежать, так и находиться в полусидячем положении. Его рекомендуют устанавливать против движения, чтобы защитить шею малыша. Автолюльку можно размещать как на заднем, так и на переднем пассажирском сиденье, отключив при этом подушку безопасности.
- Группа 1 (от 9 до 18 кг). Это уже полноценное детское автокресло. Фиксировать ребёнка помогает встроенный в устройство пятиточечный ремень, который проходит через плечи и бёдра.
- Группа 2 (от 15 до 25 кг). В таком лямки ремня безопасности проходят как у взрослого человека — по груди и животу, так, чтобы при этом не была затронута шея.
- Группа 3 (от 22 до 36 кг). Используется для детей, которым из-за роста уже неудобно сидеть в автокреслах с боковинами и формованной спинкой. Группа 3 — уже не кресло в привычном смысле, а бустер, который просто приподнимает ребёнка до уровня, необходимого, чтобы использовать штатный ремень безопасности автомобиля, который должен проходить через ключичную и подвздошные кости.
Ещё есть совмещённые группы, например, 0+1, 0+1–2, 2–3. Они рассчитаны на более долгий срок использования и «растут» вместе с ребёнком, но считаются менее безопасными из-за менее жёсткой конструкции.
Когда детское автокресло необходимо
Особенности перевозки ребёнка в детском удерживающем устройстве зависят от возраста маленького пассажира и места в автомобиле. Согласно ПДД, на переднем сидении ребёнка до 12 лет можно перевозить только с использованием детского удерживающего устройства.
При поездке на заднем сиденье до 7 лет удерживающее устройство тоже обязательно. При этом Госавтоинспекция рекомендует как можно дольше использовать именно автокресло, чтобы максимально защитить ребёнка от бокового удара. Не торопитесь пересаживаться на бустер. Он, в отличие от автокресла, позволяет только приподнять ребёнка повыше, но при этом не позволяет обеспечить безопасность с боковой стороны.
В возрасте с 7 до 12 лет, если рост ребенка позволяет, на заднем сиденье можно пристёгиваться штатным ремнём безопасности автомобиля. Важно, чтобы ремень проходил по груди, а не по шее маленького пассажира.
У производителей детских кресел и автолюлек также есть требования. Например, малыша до года рекомендуется перевозить только спиной по ходу движения. Это поможет не только предотвратить укачивание, но и обеспечит равномерное распределение нагрузки на пока ещё слабый позвоночник, снизит риск травмы шеи. Если автолюлька устанавливается на переднем сиденье, то подушку безопасности нужно отключить.
Как выбрать подходящее автокресло
Главное правило — детское автокресло должно соответствовать росту и весу маленького пассажира. Лучше «примерить» устройство перед покупкой: усадить ребёнка в него в одежде по сезону и посмотреть, комфортно ли располагаются ремни.
Есть и несколько универсальных правил. Во-первых, детское удерживающее устройство должно соответствовать стандартам безопасности ECE R44/04 или ECE R129 (i-Size). У таких детских автокресел есть сертификат соответствия, который можно проверить на сайте Росаккредитации. Перед получением сертификата такое удерживающее устройство проходит ряд краш-тестов, в том числе на удары и опрокидывания. Во-вторых, присматривайтесь к моделям с боковой защитой и углублённым подголовником — они защитят от большего числа рисков. Например, боковины предотвратят серьёзные травмы при резком повороте или боковом столкновении, а подголовник защитит шею.
Мы должны понимать, что штатные системы безопасности автомобиля рассчитаны на параметры взрослого человека. В случае возникновения экстренной ситуации ремни и подушка безопасности не только не уберегут ребёнка от опасности, но и, наоборот, травмируют. Очень важно, чтобы ребёнок в дороге был в безопасном месте – в детском удерживающем устройстве. Двери автомобиля при этом должны быть заблокированы. Если ребёнку меньше года, очень важно перевозить его спиной по ходу движения. Это убережёт его от травмы шеи, которая у малышей очень хрупкая и ещё не готова удерживать вес головы, причём не только при ДТП, а при любом экстренном торможении.
Как проверить кресло перед покупкой
Одного только соответствия весу и росту для безопасной поездки недостаточно. Посмотрите на качество исполнения устройства. Проверьте швы на чехле и ремни — они должны быть мягкими и неповреждёнными. Жёсткая ткань может вызывать дискомфорт во время поездок, особенно в тёплое время года. А потёртости и торчащие нитки — говорить о плохом качестве: в вопросе устройства, отвечающего за безопасность ребёнка, такой характеристикой лучше не пренебрегать.
Наполнитель не должен крошиться и быть мягким — он должен быть плотным. Металлические и пластиковые части каркаса — без повреждений и сколов. А ещё заранее проверьте, подходят ли крепления устройства к вашей модели автомобиля, чтобы не потратить деньги впустую. Удерживающее устройство, которое будет просто стоять на сиденье без должной фиксации, опасно для ребёнка.
Что нельзя использовать вместо автокресла
Руки
Казалось бы, удержать ребёнка на коленях или младенца в руках — задача несложная. Но в автомобиле такая стратегия чревата большим риском. При резком торможении или столкновении на скорости даже 50 км/ч не очень ощутимый вес может вырасти в 30 раз. В итоге ребёнок весом 10 кг будет весить 300 кг и станет настолько тяжёлым, что удержать его на руках от столкновения с лобовым стеклом будет практически невозможно.
Адаптер для ремня безопасности
Такие специальные накладки на штатный ремень безопасности, которые отодвигают его дальше от шеи ребёнка, не относятся к детским удерживающим устройствам, поэтому они не обеспечивают требуемый уровень безопасности ребёнка. Наоборот, при использовании адаптера происходит сильная перегрузка органов брюшной полости ребёнка, что может привести к травмам внутренних органов*.
Бескаркасное кресло
Бескаркасное кресло — накладка на сиденье с несколькими фиксирующими ремнями. Такие в магазинах продают как универсальное средство защиты для детей от года до 12 лет. Но оно не может считаться полноценным детским удерживающим устройством. Фактически это суррогат: если в классическом автокресле или бустере основа металлическая, то в бескаркасном кресле — нет основы, отсутствует защита для шеи и боковые накладки. Крепится оно просто к спинке сиденья с помощью вшитых лямок. При столкновении или резком торможении они просто порвутся. Использовать такие устройства категорически запрещено.
Впрочем, важно помнить, что ни одно детское удерживающее устройство не спасёт, если нарушать Правила дорожного движения. Поэтому важно соблюдать скоростной режим и не совершать опасных манёвров. А если вы плохо себя чувствуете или сильно устали, то следует отказаться от поездки.
Для безопасности важно не только соблюдение ПДД, но и внимательное вождение, а также качественное дорожное покрытие и освещение. Частый маршрут для семей с детьми — путь от дома до детского сада или школы. Повышению безопасности этих участков нацпроект «Безопасные качественные дороги» уделяет особое внимание. Так, за 6 лет в порядок привели более 5 тысяч маршрутов к детским образовательным учреждениям.
Особое внимание уделяется и другим социально-значимым направлениям. С 2019 года отремонтировано, реконструировано и построено более 3 тысяч дорог к больницам и поликлиникам, а также более 2 тысяч дорог к туристическим местам. И работа продолжается. До конца этого года в регионах обновят более 500 дорог к медучреждениям, а также приведут в порядок 340 туристических маршрутов.
* речь об устройствах типа «направляющая лямка», которые прошли динамические испытания в аккредитованной испытательной лаборатории ФГУП «НАМИ».