Как разговаривать с детьми о деньгах
25 апреля 2018 года в Центральной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова состоится бесплатная лекция «Как разговаривать с детьми о деньгах».
Ксения Падерина и Евгения Блискавка научат прививать чадам финансовую грамотность. По просьбе Лайфхакера спикеры кратко рассказали, почему нужно говорить с детьми о деньгах и с какого возраста начинать.
Дети знакомятся с деньгами в 2–3 года. Обычно их просто привлекает яркая банкнота. Малыши пересчитывают количество купюр, а не номинал.
В 5–6 лет у детей появляются первые собственные деньги: бабушка прислала 1 000 на день рождения, мама дала 100 рублей на мороженое, крёстный поощрил за хорошую учёбу. С каждым годом количество карманных денег и свобода в распоряжении ими возрастают.
Общая сумма, которой располагают школьники в мегаполисах, составляет 3,5 миллиарда рублей в месяц.
Данные исследования компании Synovate Comcon
При этом получение карманных денег обычно не подчинено каким-либо правилам. Дети не планируют свои доходы и расходы, не умеют копить или вкладывать деньги.
73% россиян не привлекают ребёнка к планированию семейного бюджета. Отсутствие знаний оборачивается высокими финансовыми и личными рисками не только для подростка, но и для всей семьи. Значит ли это, что детям нельзя давать деньги? Конечно, нет!
Исследования показывают, что люди, у которых с детства есть карманные деньги, становятся более успешными и удовлетворёнными жизнью взрослыми. Те, кто в юном возрасте освоил правила управления бюджетом и получил опыт достижения целей, в последствии гораздо лучше справляются с управлением своей взрослой финансовой жизнью.
Таймлайн финансовой грамотности
Чем раньше дети получают опыт управления деньгами, тем они более разумны и устойчивы к экономическим потрясениям во взрослом возрасте. Но это не означает, что беременная женщина вместо классики должна слушать финансовые сводки, а вместо сказок читать новорождённому Уоррена Баффетта. Для каждого возраста — свой подход.
3–4 года
- Объясните ребёнку понятия «дорого» и «дёшево». «В этой коробке пять кубиков, они дешевле вон тех десяти кубиков».
- Объясните азы товарно-денежных отношений: все вещи имеют стоимость; сначала платим за товар, потом забираем его и так далее.
- Научитесь договариваться. Например, перед походом в магазин условьтесь, что вы купите только одну игрушку, зато ребёнок сможет её выбрать сам.
5–7 лет
- Приучайте ребёнка к самостоятельным покупкам. Сначала позвольте пройти через кассу под вашим присмотром, затем дайте точную сумму и отправьте в магазин одного, наконец, поручите купить товары по списку, уложившись в определённый бюджет.
- Приучайте ребёнка копить деньги. Заведите копилку для мелочи и установите правила пользования ей. Например, вынимать деньги из копилки не чаще, чем раз в месяц. Время от времени предоставляйте дошкольнику право выбора между дорогой вещью и дешёвой. Объясните, что дорогостоящая вещь требует накоплений.
- Показывайте пример, как расставлять приоритеты в тратах. «Я купила литр молока, а не один маленький сладкий йогурт, потому что из молока получится каша, которую будешь есть ты, твой младший брат и бабушка с дедушкой».
7–10 лет
- Регулярно отправляйте ребёнка за покупками. Это не только развивает самостоятельность и ответственность, но и приучает составлять списки покупок, брать и проверять чеки.
- Развивайте навык обращения с карманными деньгами. Если родственники или друзья подарили ребёнку небольшую сумму денег, посмотрите, как он ей распорядится. Спустил всё на шоколадки? Вам ещё следует поработать над навыком накопления и приоретизации.
- Знакомьте ребёнка с финансовыми понятиями: «квартплата», «семейный бюджет», «скидки», «распродажи», «кредиты». Не надо читать лекции. Просто поясняйте эти термины, когда они возникают в разговоре.
11–14 лет
- Регламентируйте оборот карманных денег. Например, договоритесь, что в неделю ребёнок будет получать 1 000 рублей. Из них он должен выделить средства на проезд и школьные обеды. Остальные может тратить на своё усмотрение.
- Привлекайте ребёнка к посильному оплачиваемому труду. Подросток должен прочувствовать разницу между ценой и ценностью.
15–18 лет
- Подыщите подростку подработку. В старшем школьном возрасте ребята уже должны получить первый опыт самостоятельного заработка. Это поможет не только окончательно сформировать представление о ценности денег, но и определиться с будущей профессией.
- Не вмешивайтесь в личный бюджет подростка. Деньги, заработанные самостоятельно, подросток должен тратить сам. Пусть на глупости — это его личный опыт. В противном случае, став взрослым, он будет продолжать совершать детские финансовые ошибки.
Больше советов по воспитанию финансовой грамотности у детей разных возрастов вы сможете получить на лекции Ксении Падериной и Евгении Блискавки. На ней вы узнаете приёмы воспитания, которые заложат фундамент обеспеченной жизни вашего ребёнка.
Тема: как разговаривать с детьми о деньгах.
Дата: 25 апреля 2018 года.
Время: 19:00.
Место: Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова (г. Москва, станция метро «Бауманская»).
Занятие бесплатное, но количество мест ограниченно. Спешите зарегистрироваться.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.