Как отвечать на неудобные вопросы при увольнении с престижной работы
Изменить свою жизнь на 180 градусов — дело непростое. Уйти из корпорации, пойти в корпорацию, начать свой бизнес, закрыть его — всё это решения, которые нам приходится принимать. Несмотря на то что личная ситуация у каждого разная, есть общие вещи, которые полезно знать до того, как они с вами случатся.
Я проработала в корпорациях 25 лет. И ушла. У меня есть друзья и знакомые, которые прошли или проходят этот путь. Некоторые успешно, некоторые не очень. Из наблюдений за ними и личного опыта сложились 10 вопросов, на которые вам придётся отвечать, когда вы примете решение изменить свою жизнь. И после каждого ответа понадобится совершить ещё целый ряд действий, чтобы не жалеть о сделанном. Воспользуйтесь этой шпаргалкой.
Часть вопросов вам зададут окружающие вас люди: родственники, друзья и бывшие коллеги. А некоторые вы будете задавать себе сами.
1. Как это тебя угораздило уйти?
Кто спросит. Все, начиная от близких людей и заканчивая бывшими коллегами. Вопрос может быть очень болезненным: вы и так переживаете, а такие комментарии добавляют масла в огонь.
Что отвечать. Тем, кому вы доверяете, лучше говорить правду, ведь потом вы обратитесь к ним за поддержкой и помощью. Например: «Я уже давно перегорел, ничего мне там не светило». Тем, кому не очень доверяете, говорите обтекаемо: «Пора двигаться вперёд, хочу попробовать себя в новом».
Что делать. Завести тетрадку, в которой месяц или два записывать все мысли по поводу случившегося. Это будет своеобразный дневник. Если вы знаете, что такое фрирайтинг, практикуйте его месяц-другой. Это снизит остроту проблемы, и тревога уменьшится.
2. На что ты будешь жить?
Кто спросит. Все. И в первую очередь вы сами. А потом — родные (особенно если вы кормилец в семье), друзья, знакомые и даже экс-коллеги, которых это не касается вообще.
Что отвечать. Тем, кому вы доверяете или кто от вас зависит (родители, несовершеннолетние дети, супруг), отвечайте как есть: «У нас (у меня) есть столько-то денег, и нам их хватит на то, чтобы прожить столько-то месяцев». А всем остальным, включая друзей, знакомых, бывших коллег и прочих любознательных товарищей, просто мило улыбайтесь. Деньги не любят болтовни.
Что делать. Не откладывая в долгий ящик, провести ревизию своего личного или семейного бюджета.
Выяснить, сколько составляют ваши обязательные расходы (квартплата, аренда квартиры, бензин или проездной билет, телефон, интернет, детский сад или школа, а также кредит или ипотека, если они у вас есть).
Сходить в банк и выяснить, можно ли структурировать кредит или ипотеку — на всякий случай. Оплатить вперёд на 2–3 месяца аренду квартиры, потому что случаи выселения — частое явление.
Посчитать текущие расходы (еда, одежда и обувь, развлечения), вычеркнуть необязательные покупки и определить, какой уровень расходов станет для вас максимальным на определённый период.
Вы с удивлением обнаружите, что часть расходов обслуживала ваш хронический стресс.
После очередного нагоняя вы шли в магазин не только чтобы купить действительно нужную вещь, а просто так, чтобы успокоиться. Имейте это в виду, отправляясь в торговый центр. Ведь на первом этапе беспокойство по поводу произошедшего ещё очень велико и может буквально подталкивать вас к ненужным покупкам. Исключите также спонтанный шопинг: увы, это вредная и неэффективная пилюля от тревоги. Действие её закончится, как только вы окажетесь дома.
Да, некоторое время придётся планировать все покупки. Выясняется, что большинство из нас может сократить свои расходы, и неожиданно образуется подушка безопасности, которая поможет вам продержаться первое время.
3. Куда ты ушёл?
Кто спросит. Этот вопрос обычно пугает, а на самом деле зададут его не так много людей. В основном это будут знакомые и бывшие коллеги, потому что ваши родные, скорее всего, в курсе настоящей ситуации: ушли ли вы в никуда или имеете чёткие планы по организации жизни.
Что отвечать. Отвечайте всем одинаково: «Есть пара-другая предложений, сейчас выбираю». Это почти правда. Если вы надумаете вернуться в корпорацию, рано или поздно работу себе найдёте. Если решите основать собственный бизнес, то понадобится несколько попыток, прежде чем вы найдёте свою нишу. Незачем волновать окружающих напрасно.
Что делать. Это тема для отдельной статьи, но в качестве первых шагов полезно написать себе 2–3 направления, которые вам интересны, в которых вы хотели бы работать.
4. Что ты теперь будешь делать?
Кто спросит. Все. И близкие тоже, потому что боятся лишиться прежнего благополучия, ведь их картина мира, в которой вы были добытчиком, разрушилась. Глядя на то, как вы сидите за компом или пребываете в унынии, они будут расстраиваться ещё больше. Бывшим коллегам вообще-то всё равно, но они будут задавать этот вопрос из любопытства или пассивной агрессии.
Что отвечать. Отвечайте общей фразой «Активно ищу новое направление, мне нужно время». На какой-то период все действительно успокоятся, а потом забудут о вас.
Что делать. Ответить себе на вопросы: «Почему именно эти направления мне интересны?», «Что я уже умею, какими навыками обладаю?». Честных ответов самому себе вполне достаточно, чтобы начать двигаться вперёд.
5. От кого ждать помощи?
Кто спросит. Вы. В период кризиса мы очень уязвимы (а уход с работы или увольнение, безусловно, тяжелейший кризис).
Что отвечать. Единственный честный ответ, в котором вы потом не разочаруетесь, звучит жёстко: «Только от самого себя».
Это вовсе не означает, что вы останетесь один, но это означает, что на вас лежит вся ответственность за свою жизнь.
Что делать. Вы вполне ожидаемо будете рассчитывать на тех, кто был с вами рядом в спокойное время: на родных, друзей. Не стоит. Они испытывают тот же страх, что и вы, или даже больше, потому что вы перестали быть оплотом надёжности и стабильности. Не навешивайте ожидания на ваших близких. Но обязательно скажите, что их помощь и поддержка будут для вас очень ценными. Когда вы признаетесь, что вам страшно и хочется разделить с кем-то свои чувства, обычно и приходит та самая помощь, которая нужна.
6. И ты променял работу в хорошей компании на это?!
Кто спросит. Друзья и бывшие коллеги. Психологи квалифицируют такие вопросы как признак пассивной агрессии. Люди, которые их задают, испытывают к вам неоднозначные чувства. В лучшем случае они вам завидуют, в худшем — подставят или отвернутся.
Что отвечать. «Это мой выбор, поговорим через год-другой». Или не отвечать вообще.
Что делать. Перестать общаться с этими людьми. Совсем или на какое-то время. Пока вы в кризисе, они вам не помощники. Ищите других, тех, кто будет верить в вас и не будет тянуть назад.
7. Как ты без офисного кофе и корпоративов?
Кто спросит. Бывшие коллеги. Они находятся в этой ситуации и меряют жизнь в привычной системе координат.
Что отвечать. В зависимости от чувства юмора собеседника либо отшучивайтесь, либо говорите, что ждёте от них приглашения. Ну не скучаете же вы в самом деле по кофе из машины и дармовому алкоголю?
Что делать. Варить хороший кофе дома или отказаться от него совсем. Посмотреть фотки с корпоратива в соцсетях и вспомнить, как это было раньше. Наверняка нравилось не всегда. Точно так же там и сейчас.
8. Чем вы занимаетесь?
Кто спросит. Любой, с кем вам доведётся говорить.
Что отвечать. Главное — не смущаться и не оправдываться. Смотрите пункт 9: собеседник не знает о вашей ситуации, он просто интересуется сферой вашей деятельности, как это принято. Можете придумать любую обтекаемую фразу: «Работаю в области недвижимости», «Занимаюсь разными проектами в сфере рекламы» и так далее.
Что делать. Искать свою нишу.
9. Можно вашу визитку?
Кто спросит. Все, с кем вы встретитесь на внешнем мероприятии: концерте, конференции, тренинге и так далее. Этот простой вопрос может оказаться для вас весьма болезненным. Вы и так находитесь в стрессе из-за потери работы, а чужие люди вас об этом, как нарочно, спрашивают. Достаточно осознать, что посторонние ничего не знают о вашей ситуации, и вы успокоитесь.
Что отвечать. Поскольку новой визитки нет, её надо сделать. Что на ней писать — читайте дальше. Но если вы не подготовились, то самый простой ответ: «У меня, к сожалению, сегодня с собой визитки нет, но я с удовольствием возьму вашу и пришлю свои контакты сегодня же вечером». Нет нужды говорить, что вечером надо написать человеку, у которого вы взяли визитку.
Что делать. В любой типографии за 200–300 рублей сегодня можно сделать визитку. Визитка — это не только ваша должность, это прежде всего контакты. И только. Нельзя допустить, чтобы отсутствие визиток тормозило расширение ваших контактов. Поэтому, если вы пока не знаете, чем намерены заниматься, разместите на ней только основную информацию — имя, фамилию, телефон, email, Skype и так далее — и опишите себя кратко, например «дизайнер», «менеджер проектов», «фрилансер». А позже, когда определитесь со своей нишей, визитки легко поменять.
10. Как долго это будет продолжаться?
Кто спросит. Вы сами и близкие. Потому что и они, и вы испытываете гамму разных чувств, преимущественно негативных.
Что отвечать. Самый честный ответ самому себе звучит так: «Я не знаю». Каждый из нас индивидуален, у каждого ситуация и способность противостоять стрессу разные. Но такой ответ родственники выдержат с трудом. Они хотят не правды, а утешения. Поэтому им можно отвечать так: «Думаю, через 3–4 месяца всё нормализуется». Предупреждаю: это ответ-полуправда. Чтобы уложиться в этот срок, вам придётся проявить немыслимую целеустремлённость. Скорее всего, ваши поиски займут 6–8 месяцев, так что лучше быть морально готовым. Но пока купите себе передышку ценой этих нехитрых ответов.
Что делать. ДЕЛАТЬ. Всё, что описано в этой статье. У вас всё получится.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий