Чёрный дым из выхлопной трубы: о чём это говорит и что делать
Каким должен быть нормальный выхлоп
Топливо сжигается в камере сгорания двигателя. А выхлопом называется та газовая смесь, которая выходит из выхлопной трубы.
У бензиновых и дизельных моторов обычно выхлоп белый или прозрачный, потому что он на 80% состоит из азота и кислорода. Ещё около 5% в составе выхлопа — это водяной пар. Из-за него на морозе из выхлопной трубы идёт дым белого оттенка: чем ниже температура, тем белее.
Остальной состав выхлопа — вредные вещества. И у них нет никакого цвета, поэтому они не окрашивают дым. Но есть исключение — сажа. Она чёрная. Ещё могут быть другие продукты неполного сгорания топлива. Именно они делают выхлоп тёмным.
Кроме чёрного, дым может быть сизым, то есть серо-синим. Это говорит о том, что в камеру сгорания двигателя попадает масло.
Почему бывает чёрный дым из выхлопной трубы
Если дым чёрный, значит, топливо не полностью сгорает в цилиндрах двигателя или смесь переобогащённая, то есть в ней больше горючего, чем воздуха. Это может быть связано с низким качеством самого бензина или дизеля. Для проверки стоит сменить колонку и марку топлива. А затем проверить, как ведёт себя автомобиль и изменится ли после этого цвет выхлопа.
Использование дизельного топлива низкого качества с высоким содержанием серы или других примесей часто приводит к образованию сажи.
Вторая причина неполного сгорания топлива — в цилиндры попадает больше горючего, чем воздуха. Это может происходить из-за нескольких неполадок.
На бензиновых двигателях чёрный выхлоп чаще всего возникает из-за обогащения топливной смеси. Обычно это происходит из-за неисправных форсунок, проблем с датчиком кислорода (лямбда-зондом), засорения воздушного фильтра, неполадок с системой зажигания. А на дизельных — из-за неполного сгорания топлива. В этом могут быть виноваты форсунки, турбокомпрессор, воздушный фильтр и система подачи топлива.
Разберём каждый случай подробнее.
Недостаток воздуха
Если дело в неправильном соотношении воздуха и топлива в смеси, то это не всегда связано с поломками. Такое может случиться после того, как автомобиль долго стоял без движения на морозе. Когда двигатель прогревается, дым светлеет. Если он остаётся тёмным, то нужно проверять воздушную систему двигателя.
Воздуха может не хватать из-за забитого воздушного фильтра, проблем с турбиной, неправильно работающего датчика расхода воздуха и лямбда-зонда или датчика положения дроссельной заслонки. Чтобы выяснить, что именно сбоит, нужно поехать в сервис на диагностику.
Что делать. Поможет замена воздушного фильтра, датчиков или турбины. Всё зависит от того, что именно из этих деталей пора обновить. Воздушный фильтр при понимании строения автомобиля можно заменить самостоятельно. А для проверки и установки других деталей придётся ехать в сервис.
Проблемы с топливной системой
В старых карбюраторных бензиновых двигателях слишком большое содержание бензина в топливовоздушной смеси может быть из-за залипшего клапана.
В современных инжекторных бензиновых и дизельных двигателях к этому приводят забитые форсунки, проблемы с топливным насосом и неправильная настройка угла опережения впрыска.
Что делать. Нужно ехать в сервис и диагностировать работу топливной системы. Возможно, получится обойтись промывкой системы специальными присадками и автохимией. Если это не поможет, придётся менять детали, например топливные форсунки или насос.
Проблемы с электрикой
В бензиновых двигателях топливо может не полностью сгорать из-за проблем с катушками или свечами зажигания. В дизельных моторах к тому же результату приводит неправильная работа свечей накала.
В обоих типах двигателя результат одинаковый: из-за недостаточно высокой температуры в камере сгорания топливо сжигается не до конца.
Что делать. Если катушки или свечи работают некорректно, их нужно заменить. Но для начала необходимо проверить их состояние и работоспособность. Мы уже писали о проверке катушек и свечей зажигания — пользуйтесь.
Низкая компрессия
Из-за недостаточной компрессии в цилиндрах топливо сгорает не полностью. Это связано с неправильной регулировкой зазоров в механизме привода клапанов или с износом поршневых колец.
Это особенно характерно для дизельных двигателей, в которых топливо воспламеняется от сильного сжатия.
Что делать. Чтобы убедиться, нужно замерить компрессию. Это можно сделать в автосервисе, понадобится особое оборудование. Если показатели окажутся слишком низкими, придётся прочищать и промывать двигатель специальными составами. Если это не поможет, то останется только капремонт мотора.
Проблемы с выхлопной системой
В бензиновых и дизельных автомобилях со временем выходит из строя катализатор. На его сотах образуется нагар. Соты оплавляются и мешают свободному выходу выхлопных газов. И чем хуже качество топлива, тем быстрее это происходит.
У дизельных моторов за тот же процесс отвечают ещё и сажевые фильтры. Когда они засоряются, то создают препятствие для выхода отработанных газов.
В итоге и в одном, и в другом типе двигателя камеры сгорания не выпускают весь воздух. Когда в них поступает новое топливо, оно сжигается не полностью, потому что внутри камеры низкая концентрация кислорода. Это приводит к чёрному дыму из выхлопной трубы.
На дизельных автомобилях система автоматически может включать прожиг сажевого фильтра при определённых условиях эксплуатации. Это тоже вызывает кратковременное повышение дымности. Это называется регенерацией. В процессе излишки сажи сжигаются. Когда система автоматической очистки заканчивается, выхлоп светлеет.
Что делать. Нужно проверить работоспособность катализатора и пропускную способность сажевых фильтров. Для начала — осмотреть. А лучше отвезти на диагностику в сервис.
Для проверки катализатора необходимо демонтировать и осмотреть деталь. Катализатор находится под днищем автомобиля примерно посередине между глушителем и выпускным коллектором. Чтобы снять датчик, придётся поставить машину на подъёмник или в смотровую яму. Способ демонтажа различается для каждой модели, лучше его уточнить в технической документации. Другие способы проверки доступны в автосервисе.
Демонтаж сажевого фильтра также лучше делать на специализированной станции техобслуживания.
Если на катализаторе видны засоры, грязь, сажа или повреждения, то запчасть придётся заменить. При загрязнённом сажевом фильтре можно сначала промыть его специальной автохимией. Если это не поможет — нужно будет обновить.
Многие водители демонтируют сажевый фильтр и катализатор в автосервисах насовсем: так пропадает необходимость в замене и обслуживании детали. Но из-за этого снижается экологический класс двигателя. А ещё необходимо запрограммировать бортовой компьютер на работу без фильтров и датчиков.
Можно ли предотвратить проблему
Избежать неполадок проще, чем найти причину, когда выхлоп уже окрасился. Эксперты сходятся во мнении, что необходимо регулярно ездить в сервис и проводить диагностику.
Важно не забывать о проведении планового технического обслуживания, включая проверки на наличие утечек и состояния всех систем согласно рекомендациям производителя. При первых признаках проблемы стоит обратиться к специалисту для диагностики.
Кроме осмотра и диагностики топливных систем и двигателя, поможет ещё несколько полезных привычек.
- Регулярно проверять катушки и свечи зажигания.
- Своевременно менять воздушный фильтр, при каждом ТО, которое должно проводиться не реже чем раз в год. Даже если автомобиль стоит на месте и никуда не ездит.
- Следить за расходом топлива и проверять топливную систему, если горючее начинает уходить быстрее.
- Использовать качественное топливо и заправляться только на проверенных АЗС. Как отмечает Александр Большаков, важно заправляться только тем типом топлива, который рекомендует производитель. И ни в коем случае не снижать рекомендованное октановое число. Это приводит к поломкам в двигателе и засорению топливной системы.
Станьте первым, кто оставит комментарий