Вышла «Чудесная история Генри Шугара» — маленький шедевр Уэса Андерсона
27 сентября на Netflix состоялась премьера фильма «Чудесная история Генри Шугара». За 37 минут Уэс Андерсон объясняет, почему его нельзя списывать со счетов, и его доводы кажутся убедительными.
Картина основана на одноимённом сборнике рассказов Роальда Даля. Андерсон уже экранизировал писателя («Бесподобный мистер Фокс») и вернулся к его творчеству спустя 14 лет.
«Чудесная история Генри Шугара» — первый и самый длинный из четырёх запланированных фильмов по Далю, снятых Уэсом Андерсоном для Netflix. В главных ролях выступили Бенедикт Камбербэтч, Рэйф Файнс и Бен Кингсли.
Писатель Роальд Даль рассказывает историю Генри Шугара, который наткнулся на рассказ про индийского фокусника, научившегося читать с закрытыми глазами. Шугар, будучи наследственным аристократом, лишённым жизненных интересов, решает овладеть этим даром, чему и посвящает всё своё свободное время.
Высоченный темп
Странный хронометраж фильма никак не связан со скудностью истории — наоборот, она богата событиями, яркими героями и необычными локациями. Уже к пятой минуте становится понятно, что Андерсон мог бы снять и полуторачасовой фильм, просто добавив подробностей и совсем немного снизив темп повествования. Но режиссёр решает пожертвовать статусом картины (наверняка спустя годы «Чудесная история Генри Шугара» затеряется из‑за хронометража), зато максимально вкладывается в каждую секунду.
Иногда фильм выглядит как перемотка, хотя лучше описать его как быстрое перелистывание страниц графического романа. Внутрикадровый монтаж со сменами декораций, а иногда бесшовный монтаж позволяют истории разворачиваться без прерываний. Как и в случае с книгой, иногда приходится ставить фильм на паузу или отматывать назад, чтобы как следует разглядеть фон. Редкий случай, когда картину лучше смотреть дома, а не в кинотеатре.
Невероятные декорации (ничего необычного)
Хвалить фильм Уэса Андерсона за декорации — то же самое, что хвалить соль за то, что она солёная. «Чудесная история Генри Шугара» безумно красива. Тут нет сцен, в которых фон был бы простым или скучным. Хотя, в сущности, это не фон, а нечто большее.
Кадр из фильма «Чудесная история Генри Шугара»
Он даёт истории театрализованность, поскольку каждый элемент декорации виден — будь то подставка, на которой сидит левитирующий йог, или книжные полки. Актёрская игра добавляет происходящему театральности. Темп вынуждает придумывать такое количество декораций, что хватило бы на два полнометражных фильма, а Эду Вуду — на все сорок.
Кажется, что Уэс Андерсон — единственный в мире человек, который может проделать такую работу и всего лишь оправдать ожидания. Впрочем, он сам виноват, что приучил к такому уровню.
Стиль, а не самоповтор
Два прошлых фильма Андерсона — «Французский вестник» и «Город астероидов» — раздражали своим визуальным великолепием, в рамках которого почти не было жизни. Стойкое ощущение «заигрался и потонул в декорациях» затронуло даже самых преданных фанатов режиссёра. Казалось, что Андерсон обречён на эксперименты со структурой, цель которых — оправдать сказочность фильмов и объяснить, почему они больше не вызывают эмоций.
«Чудесная история Генри Шугара» тоже опирается на метанарративы (как и «Город астероидов», это история в истории в истории), но обладает реальными эмоциями. Истинное удивление, существование чуда, необычные жизненные задачи — этим фильм напоминает ранние картины режиссёра. Получается не пластмассовый «Французский вестник», а блестяще снятая сказка, в рамках которой упрощения героев вполне позволительны.
Настоящий Камбербэтч
Вряд ли среди актёров‑звёзд есть кто‑то более «андерсоновский», чем Бенедикт Камбербэтч. Тем страннее, что только в 2023 году они поработали вместе.
Камбербэтч обладает природным обаянием, сочетающимся с комедийной странностью внешнего вида. Его дар проявляется во взгляде, мимике, голосе — это образцовый комедийный актёр, которому даже не нужен хороший сценарий, чтобы вызывать у зрителя как минимум ухмылку.
Пограничность между нормальностью и комедийностью — отличительная черта почти всех главных героев фильмов Уэса Андерсона. Именно поэтому Камбербэтч невероятен в своей роли. Кажется, что ему к ней даже не нужно было готовиться, это настолько точное попадание, что от актёра требовалось просто выучить сценарий.
Это в «Патрике Мелроузе» или «Игре в имитацию» он изображал кого‑то. Роль Генри Шугара требует от него быть собой. Естественность Камбербэтча поражает, особенно с учётом довольно ненормальных, необычных событий фильма. В общем, это точно самая яркая работа актёра за последние годы.
Кадр из фильма «Чудесная история Генри Шугара»
«Чудесная история Генри Шугара» — это маленький (по объёму) шедевр от режиссёра, который всеми силами держится за свой стиль и верит, что отказываться от него не нужно. Но если два прошлых фильма намекали на творческий кризис, то новая картина дарит надежду — Андерсон всё ещё не потерялся в декорациях. В этот раз он взвинтил темп и показал театрализованную сказку, значит, в будущем наверняка придумает ещё какой‑нибудь способ, чтобы его симметричные проработанные кадры вызывали эмоции. Ну а если он решит снимать Камбербэтча в каждом фильме, то вряд ли кто‑то скажет слово против — не Доктора Стрэнджа ведь ему играть.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Обзор TECNO CAMON 30 Pro 5G — смартфона с хорошей камерой и экраном 144 Гц
Обзор TECNO CAMON 30S Pro — доступного камерофона с беспроводной зарядкой на магнитах
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов