Что должен уметь ребёнок в год и как понять, что он отстаёт в развитии
В первый год жизни ребёнок развивается очень быстро. За 12 месяцев беспомощный младенец превращается в активного малыша, который самостоятельно передвигается, с интересом познаёт мир и произносит первые слова. Педиатры выделяют ряд навыков и умений, которые указывают на своевременное развитие ребёнка, — рассмотрим их вместе.
Какие физические навыки должны быть у ребёнка в год
Врач‑педиатр Наталья Лопушанская рассказывает, что к году ребёнок должен научиться:
- сидеть без поддержки — с 4 до 9 месяцев;
- стоять, придерживаясь за опору, — с 5 до 11 месяцев;
- ползать на четвереньках — с 5 до 13 месяцев;
- ходить с поддержкой взрослого или опираясь на мебель — с 6 до 13 месяцев;
- стоять без опоры — с 10 до 17 месяцев;
- ходить без поддержки — с 8 до 17 месяцев.
Однако надо учитывать, что эти нормы дают лишь примерное представление, и отсутствие первых шагов до года вовсе не указывает на наличие отклонений.
Американская ассоциация педиатрии отмечает, что родителям следует насторожиться, если к 12 месяцам ребёнок не умеет ползать либо делает это, припадая на одну сторону, а также не может стоять с поддержкой.
Какой уровень развития мелкой моторики должен быть у ребёнка в год
К этому возрасту ребёнок уже может достаточно ловко манипулировать предметами — не просто хватать игрушки, но и выполнять с ними простые действия. К навыкам первого года относятся:
1. Использование пинцетного захвата. Ребёнок должен научиться зажимать небольшие предметы, например кусочки еды, между большим и указательным пальцами.
2. Умение складывать предметы вместе. Например, построить башенку из кубиков.
3. Способность вкладывать и доставать предметы. Сунуть игрушку в контейнер или кубик в чашку, а затем снова достать их.
4. Использовать указательный палец для тычка. Потрогать что‑то интересное или нажать на кнопку, показать на предмет или картинку.
Поскольку мелкая моторика связана с речью, развивая ловкость пальцев, вы поможете ребёнку быстрее заговорить. С годовалыми детьми можно выполнять пальчиковую гимнастику — обучать простым жестам и играм, сопровождая движения рук песенками и потешками.
Какие познавательные способности должен иметь ребёнок в год
Параллельно с физическими показателями активно развивается интеллект ребёнка. К 12 месяцам малыш должен:
1. Целенаправленно исследовать предметы
В год ребёнок не просто знакомится с предметами, но и учится совершать с их помощью действия, имеющие конкретную цель.
К году большинство детей могут собрать пирамидку из колец, протолкнуть фигурку в отверстие соответствующей формы, последовательно сложить стаканчики разного размера друг в друга.
Чтобы способствовать развитию ребёнка, желательно принимать активное участие в таких играх. Выборочно предлагайте малышу предметы, называйте их, учите, как обращаться с той или иной вещью, поощряйте правильное поведение.
2. Легко находить объекты, спрятанные в его присутствии
Например, если вы на глазах малыша прячете игрушку под одеяло, он должен без проблем найти её и достать.
3. Использовать бытовые предметы
С 10–11 месяцев ребёнок активно интересуется не игровыми, а обычными бытовыми предметами — пультом от телевизора, ключами, телефоном, кухонной утварью, сыпучими продуктами.
К году ребёнок уже может правильно использовать кружку для воды, расчёску, телефон. Это не значит, что малыш должен уметь расчёсываться. Главное, чтобы он понимал, как использовать простые бытовые предметы, имитируя действия взрослых.
Какими социальными навыками должен владеть ребёнок в год
В этом возрасте для детей характерно:
1. Различать своих и чужих
С родителями малыш доброжелателен, весел и уверен в себе, с незнакомцами ведёт себя настороженно, избегает близкого контакта, игнорирует поручения.
Между 7 и 11 месяцами у детей появляется «страх расставания» — грусть или плач при исчезновении мамы, папы или другого взрослого, который заботится о малыше.
А вот сверстники малышей пока не интересуют — годовалые дети играют сами по себе или со взрослыми.
2. Понимать слово «нет»
Понятно, что малыш не всегда будет слушаться и мгновенно выполнять просьбу родителя, однако он должен осознавать, что слова «нет» и «нельзя» означают запрет.
Такой навык поможет не только обезопасить ребёнка, но и показать ему, что у других существуют личные границы. Нельзя кусать и дёргать за волосы маму, таскать кошку за хвост и отбирать игрушку у другого малыша в песочнице.
В дальнейшем это поможет ребёнку осознать, что и у него есть личные границы, которые нужно защищать.
3. Выполнять простые инструкции
К году ребёнок должен понимать простые словесные обращения: «дай», «принеси», «положи». То есть не просто слышать слова, но и осознавать, что именно хочет от него взрослый.
При этом Наталья Лопушанская предупреждает, что ребёнок пока ещё понимает только речь, обращённую непосредственно к нему. Разговор, не требующий его действенного участия, он не воспринимает.
Какие разговорные навыки должны появиться у ребёнка в год
Ближе к году в арсенале ребёнка появляются первые осмысленные слова, состоящие из одного или двух одинаковых слогов и относящиеся к лицам или предметам.
Малыш уже не просто копирует речевые звуки, а наделяет их смыслом и употребляет по собственной инициативе.
Ближе к году ребёнок должен осознанно произносить от двух до десяти слов.
Сегодня у многих детей наблюдается задержка речевого развития. Такое может случиться как из‑за патологии нервной системы, так и по причинам, не связанным со здоровьем ребёнка.
Проблемы с речью могут возникать из‑за нескольких факторов:
- Малыши знакомятся со словами пассивным образом — с помощью гаджетов и телевизора. Это мешает созданию чёткой предметно‑словесной связи и затрудняет освоение языка.
- Родители слишком сильно опекают ребёнка. Если у малыша нет пространства для самостоятельности, а любые его требования мгновенно выполняются, у него мало мотивации осваивать речь.
- Малыш не получает внимания от родителей. Это другая крайность, когда взрослые из‑за напряжённого графика или стресса не находят времени на развитие ребёнка.
Таким образом, если малыш в год не знает нескольких слов, бить тревогу рано. Однако стоит насторожиться, если он при этом не использует выразительный лепет и жесты.
Что делать, если ребёнок не освоил какие‑то навыки и умения
Отсутствие некоторых навыков не обязательно указывает на отставание в развитии. Однако если вы замечаете что‑то необычное, стоит проконсультироваться с педиатром. Это поможет унять волнение, если для него нет причин, и вовремя заняться проблемой, если она всё-таки существует.
Запишитесь на приём, если годовалый малыш:
- Не ползает.
- Не может стоять без поддержки.
- Не указывает на предметы или картинки.
- Не ищет объекты, спрятанные при нём.
- Избегает зрительного контакта.
- Не просится на руки.
- Не улыбается в ответ на улыбку мамы.
- Не стремится общаться со взрослыми, предпочитает однообразные игры в одиночестве.
- Не говорит ни одного слова.
- Не учится использовать жесты, такие как кивки или покачивания головой.
Также стоит сходить к врачу, если ребёнок сначала приобрёл какой‑то новый навык, а затем потерял его.
Станьте первым, кто оставит комментарий