Я очень долго ждала этого момента, и он, наконец, наступил: обновилась моя любимая настольная игра «Caylus». И поскольку новая версия оптимизирована под iOS 8, я могу с удовольствием поведать вам об этой замечательной экономической стратегии.
Игра была придумана Вильямом Аттиа, и является достаточно сложной экономической стратегией, наряду с Пуэрто Рико и Гавром. Так как доля случая и везения сведена в игре к минимуму, вы должны полагаться исключительно на свой разум и расчет. В Caylus нужно построить средневековый замок на юге Франции во времена правления Филиппа Красивого, и при этом стараться получить как можно больше очков престижа.
По сравнению с Пуэрто Рико, правила Caylus не столь сложны. Игра рассчитана на 2-5 игроков, вы можете использовать одно устройство, либо играть со своими соперниками по сети. Если хотите поиграть онлайн, нужно зарегистрироваться через приложение, а затем создать игру, либо к кому-то присоединиться. Если все-таки решите сразиться с искусственным интеллектом, сможете выбрать разные уровни сложности: apprentice, noble, builder и king's favorite, который является самым серьезным игроком. Конечно же, я советую вам начинать с самого простого уровня, постепенно увеличивая сложность. Играя по такой схеме, вы сможете обойти соперника с первого раза.
У каждого игрока есть своя строительная бригада, состоящая из 6 человек. Она постепенно обустраивает город и возводит средневековый замок. Вам не нужно будет строить город на пустом месте, в нем изначально уже будут присутствовать некоторые здания. Они необходимы для того, чтобы вы могли зарабатывать деньги, материалы для строительства и продовольствие, а также получать милости короля и очки престижа.
Поскольку каждый раунд игры состоит из 7 разных фаз, я остановлюсь на каждой из них поподробнее.
Получение дохода
В начале раунда каждому игроку дают 2 динара. Если через некоторое время вы построите Резиденцию (Residence), она будет приносить еще 1 динар, Библиотеку (Library) - 1 динар, Отель (Hotel) - 2 динара.
Размещение рабочих
Игроки по очереди должны направить своих рабочих либо в город, либо в замок. При желании, можно сразу спасовать. Первый игрок, сказавший "пас", получит 1 динар. Размещение каждого рабочего стоит 1 динар до первого паса, затем 2, 3, 4 динара и так далее, в зависимости от количества спасовавших игроков. Если вы ставите рабочего в построенное вами здание, платите в казну всего 1 динар, несмотря на уже спасовавших игроков.
Направлять рабочего вы можете только в незанятое здание, за исключением Конюшни (Stables) и Постоялого двора (Inn). На строительство замка каждый игрок может отправить только одного рабочего.
Активация зданий
- Ворота (Gate). Рабочего, находящегося в Воротах, вы можете перенести в любое незанятое здание или замок абсолютно бесплатно.
- Торговый пост (Trading post). Здесь вы получаете 3 динара.
- Купеческая гильдия (Merchants’ guild). Вы можете бесплатно переместить Наместника на 3 хода назад или вперед.
- Турнирное поле (Joust field). Здесь вы имеете право участвовать в турнире. Для этого вам необходимо заплатить 1 ткань и 1 динар. Взамен вы получаете Милость короля.
- Конюшня (Stables). Позволяет менять порядок ходов. Кто поставил первым - ходит первым в следующем раунде. Остальные игроки остаются на прежних местах.
- Постоялый двор (Inn). Находясь на постоялом дворе, вы платите всего 1 динар за размещение остальных рабочих, даже если какой-то игрок уже спасовал. Если на постоялом дворе оказывается два рабочих, последний выбивает первого и занимает его место.
Перемещение Наместника
Каждый игрок может двигать Наместника на 1-3 клетки вперед или назад. Очередность соответствует порядку, в котором пасовали игроки. Передвижение Наместника на одну клетку стоит 1 динар. Во время этой фазы становится понятно, какие из последующих зданий будут активированы.
Активация оставшихся зданий, начиная от моста
Всего есть несколько типов зданий:
- Продовольственные производят мясо, камень, дерево и ткань. Если вы поставили своего рабочего на каменное здание противника, то материалы получите не только вы, но и хозяин здания.
- Строительные. Плотник (Carpenter) строит деревянные здания, Каменщик (Mason) - каменные, а Архитектор (Architect) - престижные. Стоимость строительства здания указана в левом верхнем углу. За каждое построенное здание вы получаете очки престижа, их количество указано в верхнем правом углу. Есть здания, которые, помимо очков престижа, приносят еще и 1 Милость короля, а Памятник (Monument) - целых 2 Милости. Воспользоваться услугами Архитектора можно только тогда, когда у вас уже есть хотя бы одна Резиденция. Юрист (Lowyer) способен преобразовать нейтральные и ваши собственные постройки в Резиденции. Ее постройка обойдется вам в 1 ткань и 1 динар.
- Рынок (Trade buildings). На Рынке можно обменять товар на монеты.
- Лавка (Peddler). Здесь вы можете купить дополнительные ресурсы за динары.
Строительство замка.
В строительстве замка принимают участие лишь те игроки, кто направил сюда рабочих. Строительство осуществляется в три этапа: Донжон, Стены и Башня.
Игроки по очереди начинают возводить замок. Чтобы построить 1 сегмент, нужно отдать 3 различных ресурса, один из которых обязательно является мясом. Если у вас не хватает ресурсов на строительство даже одного сегмента, вы теряете 2 очка престижа. За постройку 1 сегмента Донжона вы получаете 5 очков, Стен - 4 очка, а Башен - 3 очка. Игрок, который построит больше всего сегментов за ход, получает Милость короля. Если несколько игроков построили одинаковое количество сегментов, Милость получает тот, кто первым отправил рабочего в замок.
Перемещение Министра
Министр контролирует игру и этапы строительства замка. В конце каждого раунда он ходит вперед на одну или две клетки. Если Министр стоит впереди Наместника или с ним наравне, он двигается на 1 клетку, а если позади - на 2 клетки. Когда Министр достигает первого столбика, завершается строительство Донжона, когда второго - Стен, третьего - Башен замка.
Игра заканчивается, если построена Башня замка, либо Министр достиг третьего столбика. В конце игры идет подсчет очков, и к набранным баллам прибавляются очки престижа за оставшиеся ресурсы:
- 4 динара - 1 очко престижа
- 3 ресурса - 1 очко престижа
- 1 золото - 3 очка престижа
Милость короля - это, пожалуй, самая сложная часть игры. Эту привилегию можно получить четырьмя способами:
- участвуя в турнире
- построив определенные престижные здания (Театр, Статуя)
- став лучшим строителем в замке
- при подсчете очков за Донжон, Стены и Башни замка
Каждую Милость можно обменять на очки престижа, динары, ресурсы или использовать для строительства зданий.
Таблица Милости короля разделена на столбики с разными привилегиями. Первые две линии доступны с самого начала игры, третья и четвертая - после завершения строительства Донжона, пятая - после завершения строительства Стен. Когда вы получаете Милость Короля вы должна переместить свой курсор на первую линию того вознаграждения, которое считаете для себя выгодным. При получении второй Милости вы сможете переместить курсор уже на вторую линию и так далее, пока не достигнете пятой линии. В таблице наглядно показано, как будет меняться ваша награда:
- очки престижа - 1, 2, 3, 4, 5
- динары - 3, 4, 5, 6, 7
- ресурсы - 1 мясо, 1 дерево или камень, 1 ткань, 1 ресурс меняете на 2 ресурса, 1 золото
- строительство - на первом этапе ничего, затем деревянный, каменный, резиденция, престижное здание
Caylus хорош тем, что вы можете придумывать различные выигрышные стратегии. Можно возводить постройки в городе и за них получать очки. Престижные здания дают огромное преимущество перед другими игроками. Участие в турнире позволяет зарабатывать очки, а каждый слиток золота в конце игры можно обменять на 3 очка престижа. Ну и конечно, стройте замок - это одно из самых лучших вложений добытых ресурсов.
Дома у меня есть и бумажная версия Caylus, она прекрасна во всех отношениях. И когда приходят друзья, руки так и тянутся к заветной коробочке. Но для того, чтобы потренироваться должным образом и не растерять полученные навыки, обязательно рекомендую играть на iPad. Как всегда буду рада ответить на возникшие у вас вопросы.
Станьте первым, кто оставит комментарий