31 мая состоялась мировая премьера фильма «Бугимен». Хоррор получился таким же оригинальным, как и его название.
В 1978 году появился рассказ Стивена Кинга The Boogeyman, переведённый как «И пришёл бука». Короткое произведение, в котором мужчина посещает психотерапевта, сообщает о таинственном злодее, живущем в шкафу, однако не рассказывает о нём подробностей.
Первый фильм с названием «Бугимен» вышел в 1980 году и был слэшером о детской травме. Позже его снабдили двумя продолжениями. Но всё это не было экранизациями Кинга.
В 2005 году появился новый «Бугимен» — хоррор о чудовище, живущем в шкафу. У него вышло два сиквела, а позже по нему был снят ещё и марокканско‑французский ремейк. Тут от Кинга было чуть больше, чем у предшественников, но всё же немного.
«Бугимен»-2023 опирается на оригинальный рассказ значительнее, чем предыдущие картины, но назвать фильм экранизацией всё равно не выйдет.
Над сценарием работали Скотт Бекк и Брайан Вудс — авторы «Тихого места», а финальную версию написал Марк Хейман («Чёрный лебедь»). Кресло режиссёра досталось Робу Сэвиджу, снявшему «Регистратор» и Host (в России перевели как «Астрал. Онлайн»). В главных ролях — Софи Тэтчер («Шершни»), Вивьен Лира Блэр («Трагедия в Уэйко») и Крис Мессина (Air).
Психотерапевт Уилл Харпер сам воспитывает двоих дочерей после смерти жены. Однажды к нему на приём приходит мужчина, утверждающий, что его детей забрал некий Бугимен (по сути, лишь эта сцена полностью опирается на рассказ Кинга). Пока Харпер вызывает полицию, чтобы оградиться от пациента, тот убивает себя в шкафу. После дети Уилла начинают страдать от кошмаров и навязчивых видений — им кажется, что в их доме поселилось что‑то ужасное. Старшая дочь Сэйди начинает изучать записи, оставленные самоубийцей, чтобы понять, что происходит.
События развиваются слишком медленно
«Бугимен» идёт всего 98 минут, но по ощущениям он намного длиннее. Дело в том, что ярких и важных поворотов сюжета в фильме всего четыре‑пять, а паузы между ними заполняются примерно одинаковыми сценами — не только событийно, но и визуально.
Роб Сэвидж решил снять всю картину во тьме, поэтому дом, где живёт семья психотерапевта, не бывает светлым — даже днём комнаты мрачные. Чувствуется и опустошённость, вызванная гибелью матери девочек. Но диалогов и действий настолько мало, что эта пустота заставляет скучать. В первой половине фильма есть и напряжение, и страх, но чем больше привыкаешь к темноте на экране, тем меньше эмоций она вызывает.
История совсем не пугает
В 2023‑м году ругать хоррор за то, что он не страшный, немного стыдно. И постхорроры, и слоубёрнеры выходят чаще, чем стандартные фильмы ужасов, поэтому и жути от соответствующих фильмов больше не ждёшь.
Однако «Бугимен» всё же пытается пугать, просто у него не выходит. Семь‑восемь скримеров, раскиданных по фильму, могут подействовать лишь на человека, который смотрит кино впервые, — они слишком предсказуемы. В итоге страшно только персонажам — и то лишь потому, что так написано в сценарии.
Кадр из фильма «Бугимен»
Бугимен почти не появляется на экране, так что больше тревоги вызывает его незримое присутствие. Это чувство рифмуется с ощущением потери, которое испытывают герои.
И причина скорби, и причина страха почти весь фильм находятся вне камеры. Пока мрачная атмосфера не становится привычным фоном, «Бугимен» цепляет эмоционально — как минимум вызывает дискомфорт. Однако с каждой минутой смотреть его всё сложнее и скучнее, а потому и кульминация воспринимается не как высшая точка напряжения, а как сигнал, что скоро фильм наконец закончится.
Иногда фильм раздражает
Бугимен боится света, а герои живут в обычном доме в наше время. Поэтому совершенно не ясно, почему злодея постоянно отпугивают свечками и мелкими лампами. Нет, понятно, что подобные детали помогают создать напряжение для зрителя, но всё же… Может, стоит разок поспать с включённым светом, чтобы ничего не произошло? Или использовать фонарик на смартфоне? Но герои всегда выбирают самый страшный вариант.
Кадр из фильма «Бугимен»
Но это не всё. Три человека живут в одном доме, но когда кто‑то из них кричит, то другие члены семьи ничего не слышат. Особенно удивляет отец семейства — если детям снятся кошмары, то, может, нужно быть повнимательнее? Но он всё игнорирует.
Вообще, вечное отсутствие отца в жизни дочерей объясняется потерей жены, но он слишком отстранён. Это персонаж, о существовании которого иногда забываешь. И само собой, он не верит ни в каких Бугименов, о чём говорит детям. Едва ли можно было придумать более стандартного и серого героя.
Софи Тэтчер блистает
Вряд ли у «Бугимена» есть слишком серьёзные недостатки, зато много мелких недочётов — от скучного визуального ряда до сомнительного сценария. При этом у картины есть и огромный козырь — Софи Тэтчер.
Актриса нагнетает нервы и страх намного лучше, чем тысячный за фильм намёк на присутствие Бугимена. Её героиня и слабая, и сильная, и пугливая, и смелая — и это несмотря на то, что некоторые сцены с её участием можно было смело вырезать из‑за их бессмысленности.
В общем, после второстепенных ролей в «Шершнях» и «Книге Бобы Фетта» Тэтчер получила не слишком хороший проект, но выжала из него максимум.
Кадр из фильма «Бугимен»
«Бугимен» не плохой, но и не шокирующий фильм ужасов. Если случайно зайти на сеанс, то он вряд ли прямо разочарует, но уже через неделю после просмотра вы с трудом вспомните, что в нём вообще происходило. Режиссёр Роб Сэвидж попытался выдавить из скудного сценария хоть немного страха, но у него не вышло.
Станьте первым, кто оставит комментарий