Потоковые сервисы, интерактив и дорогое фэнтези: как изменятся сериалы в ближайшее время
Производство сериалов сейчас переживает свой золотой век. Предрассудки о том, что телепроектами занимаются лишь режиссёры и актёры, которые не смогли попасть в большое кино, ушли в прошлое. Количество зрителей топовых шоу с каждым годом устанавливает новые рекорды, а качество съёмок и спецэффектов уже не уступает блокбастерам из кинотеатров.
Но мир не стоит на месте, и с каждым годом индустрия меняется: появляются новые форматы, а в сюжетах поднимают малоизвестные ранее темы. Точно обрисовать, какой будет эта сфера через несколько лет, практически невозможно: никто не способен чётко предсказать ни социальные перемены, ни тем более революционные изобретения, которые могут повлиять на съёмки и трансляцию. Однако можно оценить то, что происходит сейчас, и составить свои прогнозы.
Появится больше потоковых сервисов с эксклюзивами
Ещё буквально 10 лет назад на рынке доминировали телеканалы. Сериалы выходили по определённому расписанию с запланированными повторами и последующим выпуском на DVD.
Всё изменилось с развитием потокового сервиса Netflix. Причём постепенно платформа от трансляции чужих проектов перешла к созданию собственных и теперь уже сама задаёт правила на рынке.
К началу 2019 года число подписчиков сервиса приблизилось к отметке 140 миллионов. А ведь уже появились и другие стриминговые платформы: Amazon Prime, Hulu, Sony Crackle. Все они работают примерно по тому же принципу: транслируют популярные сериалы и производят собственный контент.
Удобство таких сервисов для зрителя очевидно: можно не спешить домой к очередной серии детектива и не бояться проспать любимую комедию, потому что они доступны в любое удобное время.
О том, что будущее именно за потоковыми сервисами, говорит один очевидный факт: буквально все крупнейшие студии уже создают свои стриминговые платформы. В ноябре запустятся Disney+ и Apple TV, весной 2020 года — HBO Max. И это не считая множества других менее заметных проектов.
Компании стараются заинтересовать зрителя и предлагают максимально привлекательный контент. Disney+ обещает сериалы по «Звёздным войнам» и киновселенной Marvel, HBO Max выкупает эксклюзивные права на легендарных «Друзей», «Офис» и «Теорию большого взрыва».
Кроме того, платформы стараются заключить эксклюзивные контракты с популярными продюсерами и авторами. Netflix заполучил Райана Мёрфи («Американская история ужасов», «Хор») и Шонду Раймс («Анатомия страсти», «Скандал»), Amazon Prime подписал договор со студией Николь Кидман, а Apple TV будет сотрудничать с Опрой Уинфри.
Из этого можно сделать вывод, что даже создатели популярнейших сериалов теперь предпочитают работать с потоковыми сервисами.
В России подобные платформы пока развиваются с отставанием. Но «Кинопоиск» уже вовсю закупает эксклюзивы сериалов, а «Амедиатека» запланировала свой первый оригинальный проект.
Весь сезон будут выпускать сразу
Моду на «запойный» просмотр сериалов задал Netflix, выпустив в 2013 году весь первый сезон «Карточного домика». И теперь её подхватывают Amazon Prime, Hulu и прочие.
Поскольку сервисы не подчиняются эфирной сетке, логично позволить зрителям самим выбрать удобное время и темп: кому-то нравится смотреть по серии в неделю, а кто-то за выходные проглатывает весь сезон.
К этому принципу постепенно склоняются даже телеканалы. Например, AMC по платной подписке выпустил весь первый сезон сериала «Террор» в день премьеры.
Конечно, это работает не со всеми форматами. Так, на Netflix проваливаются ток-шоу, которые зрители хотят смотреть именно в эфире для большей злободневности. Да и в случае с сериалами теряется возможность обсуждать каждый эпизод с друзьями и коллегами и строить теории о следующей серии, как это было с финалом «Игры престолов».
Но всё же будущее сериалов именно в выходе всего сезона сразу: недаром Netflix привлёк такое количество подписчиков.
Многолетние процедуралы уйдут в прошлое
Портал The Information выпустил статью, в которой предположил, что в скором времени Netflix перестанет снимать сериалы дольше двух сезонов. Всё дело в том, что после этого проект перестаёт привлекать новых зрителей.
Телеканалу The CW выгодно 15 лет подряд собирать у экранов армию фанатов «Сверхъестественного», но при отказе от эфирной сетки студии логичнее закрыть проект на пике популярности и выпустить новый, расширяя аудиторию.
К этому склоняются даже телеканалы. Весной 2018 года произошло то, что журналисты окрестили «майской резнёй»: студии одна за другой закрывали не очень успешные сериалы. Один только канал ABC отменил сразу с десяток проектов.
На фоне сокращения количества сезонов логично предположить, что бесконечных процедуралов (то есть сериалов, где каждая серия посвящена отдельному делу) станет меньше. Вместо них уже сейчас появляется всё больше проектов с цельным сюжетом.
Подобный формат привлекает множество популярных режиссёров, в том числе и из большого кино. Так, Жан-Марк Валле полностью снял «Острые предметы» и первый сезон «Большой маленькой лжи», Паоло Соррентино выпустил «Молодого Папу». Дэвид Финчер не ставил все серии «Охотника за разумом» лично, но всё же принимал непосредственное участие в работе.
Все перечисленные проекты напоминают многочасовые фильмы. И именно это, возможно, привлекает авторов: в формате сериала они не ограничены 2–3 часами хронометража.
Кстати, многие топовые режиссёры уходят на потоковые сервисы, даже создавая полнометражные фильмы: там им дают больше свободы и возможностей. Например, Зак Снайдер снимает новую картину «Армия мёртвых» для Netflix, и там же вышел один из главных триумфаторов премии «Оскар» — фильм Альфонсо Куарона «Рома».
Из этого можно сделать вывод, что авторское кино всё больше перебирается из кинотеатров на домашние экраны, оставляя широкий прокат исключительно блокбастерам.
Продолжат создавать киновселенные и сериалы, дополняющие фильмы
После успешного опыта Marvel все студии кинулись создавать свои киновселенные на больших и малых экранах. Но многие идеи оказались провальными. В условиях сильной конкуренции трудно строить целостную историю, тем более захватывая не только кино, но и телевидение.
DC уже по факту отказалась от этого принципа: новые сериалы на собственном потоковом сервисе компании развиваются независимо от кино, а параллельно те же персонажи существуют на The CW.
Но, вероятно, Disney решила изменить первоначальный принцип создания киновселенной, когда сериалы рассказывали истории в том же мире, но о новых героях. Теперь в многосерийные проекты будут отправлять второстепенных персонажей фильмов. У Marvel это будут мини-сериалы про Локи, Алую Ведьму и Вижена, Сокола и Зимнего солдата и Соколиного глаза.
Также Disney к старту своей платформы выпускает «Мандалорца» по миру «Звёздных войн» и планирует ещё несколько проектов, в том числе сериал про Оби-Вана Кеноби.
Идею подхватили и другие студии. Дени Вильнёв после выхода «Дюны» собирается снять сериал о женском ордене Бене Гессерит. И даже сериал по «Тёмной башне» изначально хотели сделать предысторией фильма. Но после провала последнего отказались от этой идеи.
Традиционная супергероика отойдёт на второй план
В последние годы кино и телевидение заполонили всевозможные герои в трико и со сверхспособностями. Но зрители уже изрядно устали от подобных историй.
Именно поэтому популярность набирают более нестандартные проекты: «Академия „Амбрелла“», скорее похожая на семейную драму, и «Пацаны», показавшие супергероев алчными негодяями.
Вероятно, в ближайшие годы традиционные сериалы вроде «Флэша» и «Супергёрл» будут всё больше терять популярность: их наснимали слишком много. И на первый план выйдут проекты, критикующие тему или использующие её как часть сюжета. Например, жизнь простых людей в мире супергероев или проблемы персонажей со сверхспособностями.
Будут снимать больше высокобюджетных фэнтези‑сериалов
На фоне оглушительной популярности «Игры престолов» все студии кинулись экранизировать популярные книги и циклы в жанре фэнтези. До недавнего времени таких проектов было немного: они слишком дороги в производстве.
Но в ближайшие годы зрителям представят с десяток сериалов по известным книгам о магии и сражениях со всякой нечистью. В первую очередь, конечно, ожидается «Ведьмак», затем «Тёмные начала». Также в разработке сериальный приквел «Властелина колец», спин-оффы самой «Игры престолов», «Колесо времени» и многое другое.
Разумеется, немалая часть запланированных проектов провалится, а некоторые и вовсе не дойдут до экранов. Но всё же ближайшие 2–3 года следует ожидать небывалый всплеск фэнтези.
Станет больше интерактива со зрителями
Чтобы понять эту идею, нужно сначала осознать, что телевизоры, компьютеры и смартфоны всё больше похожи друг на друга. На почти любой современный телевизор уже можно ставить приложения и заходить с него в интернет. При этом сериалы с Netflix или «Кинопоиска» вполне можно смотреть на мобильных устройствах.
Это и позволяет авторам создавать новый интерактивный контент. Пока что его развитие на начальной стадии: Стивен Содерберг создал проект «Мозаика», предназначенный специально для просмотра на смартфонах, где зритель может сам управлять некоторыми действиями героев и влиять на сюжет.
Netflix сначала выпустил детский интерактивный мультфильм Puss in Book: Trapped in an Epic Tale, а потом фильм «Брандашмыг», относящийся к миру «Чёрного зеркала». Появился даже проект You vs. Wild с Беаром Гриллсом, где можно управлять действиями ведущего.
Во многом будущее интерактивных фильмов и сериалов будет зависеть от развития технологий. Зрителям, конечно, нравится лично влиять на сюжет. К тому же это защищает от спойлеров: в «Брандашмыге» есть несколько разных финалов. Но можно предположить, что постепенно зритель будет не только в нужные моменты нажимать на кнопку.
Если вспомнить, что некоторые компьютерные игры сейчас выходят сезонами и в них снимаются настоящие актёры, можно представить, что появится некий гибрид игры и сериала, где зритель будет непосредственно управлять персонажами.
Появятся проекты для разных социальных групп и персонализация контента
Развитие потоковых сервисов влияет не только на формат сериалов, но и на их темы. Платформам не обязательно собирать перед экранами максимум зрителей в определённое время, и это позволяет выпускать более разнообразные проекты, предназначенные для конкретных социальных групп.
Причём речь здесь идёт как о расовом разнообразии, например сериалах, интересных в первую очередь темнокожим, так и о сюжетах, ориентированных на ЛГБТК-сообщество.
Netflix и прочие сервисы уже сейчас работают над персонализацией контента. То есть зрителю предлагают новые сериалы и фильмы на основе его предпочтений. Скорее всего, это будет развиваться и дальше. Каждый сам станет выбирать, какие темы он хочет добавить, а какие — исключить.
Учитывая развитие контекстной рекламы и интерактива, можно даже представить, что постепенно этот подход проникнет и в телепроекты. Например, зрителю будут показывать в сериалах рекламу, связанную с его регионом или интересами. Или же ещё как-то фильтровать контент прямо по ходу просмотра.
Классические сюжеты изменятся
Ответить на вопрос, какие сериалы и герои будут популярны, не может никто. Иначе каналы и платформы не заказывали бы десятками пилоты новых проектов и не закрывали бы их после провала.
Но можно предположить, что помимо уже упомянутых фэнтези-сериалов и вселенных, связанных с фильмами, останется и классическая драма. Люди полюбили цепляющие жизненные истории ещё до появления кино и телевидения.
Причём на фоне современных реалий всё чаще в центр сюжета ставят женщин или же рассказывают о каких-то травмирующих переживаниях детства и юности.
Также очень хорошо развивается комедия, хотя в большом кино она сейчас в сильном упадке. Лёгкие весёлые получасовые сериалы, которые приятно смотреть за завтраком, всё ещё нравятся зрителям.
Эпоха ситкомов в стиле «Друзей» и «Теории большого взрыва», скорее всего, уходит в прошлое. На фоне высокобюджетных проектов сериалы, где действие разворачивается в одном доме, привлекают всё меньше внимания.
Также постепенно пойдёт на спад ретротематика. В последние годы именно она во главе с «Очень странными делами» привлекает ностальгирующую аудиторию. Но сюжеты всё больше склоняются к самоповторам, и потому зрители наверняка потеряют к ним интерес.
Вообще, такие популярные проекты, как «Академия „Амбрелла“» или «Призраки дома на холме», показывают, что людям всё больше нравятся не чисто жанровые сериалы, а смесь стилей. То есть хоррор или супергеройская фантастика, в которую добавляют немало драмы и жизненных историй. Это вполне логично для нынешней эпохи постмодернизма: можно и насладиться захватывающим действием, и увидеть в персонажах живых людей вместо жанровых клише.
Делать точные прогнозы о будущем телевидения трудно: тенденции меняются очень быстро. Но стремительное развитие потоковых сервисов, интерактива и технологий, а также перемены в социуме наверняка затронут и производство сериалов. Недаром это один из популярных видов досуга во многих странах.