Какой станет наша переписка через 5 лет
Меньше формализма
Продолжится тренд на упрощение речи при переписке. Уже стало очевидно, что монструозные конструкции не облегчают понимание. При этом упрощение не означает деградацию. Скорее, наоборот: если из текста выкинуть бюрократические обороты, которые не несут никакого смысла, он станет качественнее.
Формализм в сетевом этикете сбавил обороты лет пять назад, не больше. «Здравствуйте, позвольте представить вам моё портфолио. В случае заинтересованности со мной можно связаться...» сменилось на «Всем привет! Я Макс, вот моё портфолио. Посмотрите, если заинтересует — мои контакты здесь».
Стиль «пиши, как говоришь, только чуть-чуть культурнее» и «говори как с другом, но как будто тебя слышит мама» моментально позаимствовали бренды, для которых коммуникация в социальных сетях — одна из главных метрик успешности в маркетинге. Компании быстро внедрили этот стиль общения во все цифровые каналы присутствия, чтобы стать ближе к потребителям и клиентам.
Корпоративная переписка также стала более упрощённой. Некогда актуальное «Уважаемый Иван Петрович» сменилось на «Иван Петрович, добрый день», а «Благодарю за оперативно предоставленную информацию» — на «Спасибо, что отправили информацию так быстро».
И если наблюдать за изменениями в языковой культуре русскоязычных пользователей, можно предположить, что стандарты деловой переписки в будущем найдут баланс между сухим формализмом с длинными прелюдиями и неформальным уличным стилем.
Больше заботы о собеседнике
У коммуникации всегда есть какая-то цель. И самый простой способ добиться от человека желаемого — подумать чуть больше о его удобстве.
Письменный этикет в классическом понимании уходит на задний план. Сегодня и тот, кто пишет, и тот, кто читает письма, не обладают достаточным количеством времени, чтобы въесться в текст. Поэтому становится важным выделение смыслов в переписке.
Для деловых кругов в ближайшее время основным станет ключевое правило заботы о читателе. Оно включает в себя обязательное прочтение письма перед оправкой адресату. То есть необходимо проверить, все ли смыслы будут поняты правильно, верно ли расставлены акценты, всё ли легко читается. И только после этого можно будет отправлять письмо.
Меньше агрессии
Мы переписываемся не только по рабочим поводам. Благодаря мессенджерам вторую жизнь получили чаты, многие активно общаются в соцсетях. Несмотря на то что люди всё так же готовы яростно отстаивать своё мнение, общая культура высказываний повышается.
В последние годы сетевое общение качественно изменилось. Всё меньше можно встретить словечек из «падонкаффского» или «олбанского йезыга», меньше негатива и агрессии в комментариях. Я связываю это с тем, что представители поколений, заставших жёсткие 90-е, взрослеют, становятся осознаннее и мягче. А молодые пользователи Сети — это люди, чьё детство прошло в достаточно благоприятной и комфортной атмосфере, и они не склонны привносить в интернет-общение элементы агрессии.
К тому же сетевые коммуникации всё больше связаны с деловым и бизнес-общением, вероятно, это также оказывает благоприятное воздействие, как и то, что анонимность в Сети — понятие весьма эфемерное. Поэтому люди стараются корректировать свои высказывания в интернете так, как и поведение в реальной жизни. Надеюсь, что эти тенденции будут сохраняться и через несколько лет, а рассказы о троллинге и хейтинге станут сетевыми легендами.
Тренд на гуманизацию общества продолжится. Но и агрессия — наша естественная реакция на раздражитель — вряд ли будет нивелировала теми, для кого лукизм — зло, а новая искренность — правильное отношение к миру.
Также важен момент единения, когда, собравшись вместе, люди могут ощутить силу слова. Один из кейсов на эту тему — дело Голунова. В интернете успешно действуют противовесы: на тех, для кого цинизм и высокомерие — модель поведения и форма защиты, всегда найдётся тот, кто ударит весомым аргументом и добрым словом.
Больше живого общения
В своё время электронная почта была прорывом по сравнению с уже существующими способами коммуникации. Сейчас обмениваться даже такими письмами долго и неудобно и этот канал отходит на второй план.
Электронная почта перестанет быть средством общения. Она будет актуальна только в отдельных случаях: на некоторых этапах процесса продаж, при взаимодействии с государственными органами, корпоративной переписке.
В остальных сферах коммуникации придут к обмену репликами, как при разговоре, и в таком виде сохранятся. Многообразие каналов общения при этом также останется: кому-то удобнее писать, кому-то говорить, кому-то обмениваться голосовыми или видеосообщениями, оставляя себе время для того, чтобы лучше сформулировать свою мысль.
При этом хочу отметить, что боты, на мой взгляд, так и не станут полноценными участниками общения и окончательно сформируются в канал продаж и обслуживания.
А какой видите переписку через 5 лет вы? Делитесь в комментариях.