Blended learning, или Почему традиционная система изучения языка больше не работает
Что такое blended learning
Термин blended learning зародился в корпоративной среде около 30 лет назад. Ещё в 1980-х компания Boeing повышала квалификацию сотрудников без отрыва от производства путём прослушивания компакт-дисков и просмотра видеофильмов. Идею подхватили бизнес-школы, слушатели которых — люди занятые и не могут часами просиживать в классах.
Казалось, что технологии задушат традиционную модель обучения. Зачем тратить время на дорогу в школу, если можно прослушать лекцию онлайн? Зачем сидеть в библиотеке, если любую информацию можно в два клика найти в Сети? Зачем выступать на семинаре, если всё можно обсудить в чате?
Но этого не случилось. Ни преподаватели, ни ученики не готовы отказаться от живого общения. Как бы ни было удобно электронное обучение, оно не даёт того уровня развития речевых и социокультурных навыков, какое даёт очное образование.
Именно поэтому на Западе активно развивается, а у нас только зарождается blended learning — смешанное обучение.
Blended learning — это образовательная концепция, комбинирующая традиционное обучение с дистанционными и онлайн-методами.
В переводе с английского blend значит «смешивать», и этот глагол отлично передаёт суть данной модели. Студент получает знания как очно, общаясь вживую со сверстниками и педагогами, так и самостоятельно, используя современные информационные технологии.
Это не обычные занятия в классе: часть материала ученик осваивает дома с гаджетами в руках в удобном для себя темпе. Это не дистанционное образование, где студент практически не получает помощи от педагога и появляется в школе только для сдачи экзаменов. И это не учёба один на один с компьютером: нужно быть частью группы и развиваться вместе с ней.
Термин blended learning стал активно использоваться после выхода в 2005 году книги The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs Кёртиса Бонка (Curtis Bonk) и Чарльза Грэхема (Charles Graham). И хотя в специальной литературе встречаются другие наименования со слегка смещёнными акцентами (гибридное обучение — hybrid learning, комбинированное обучение — mixed-model instruction, интегрированное, или веб-расширенное, обучение — web-enhanced instruction), суть одна.
Смешанное обучение — это микс традиционного и электронного образования, вобравший лучшее из обеих форм.
Модели blended learning
Наиболее активно смешанное обучение развивается в США. Если в 2000 году технология blended learning была доступна только для 45 тысяч американских школьников, то в 2009-м их число достигло уже трёх миллионов. К 2019 году в Соединённых Штатах планируется проводить в смешанном режиме 50% всех школьных уроков.
Выделяют шесть моделей интеграции смешанного обучения.
Название | Особенности |
Face-to-Face Driver | Материал передаётся от учителя к ученикам на очных занятиях в классе. Электронные ресурсы используются лишь для закрепления и углубления знаний. |
Online Driver | Ученик смотрит вебинары, решает онлайн-задачи, проходит интернет-тестирования, то есть осваивает материал удалённо. Но при необходимости может встретиться с преподавателем и проконсультироваться по непонятным вопросам. |
Flex model | Основная часть программы преподносится онлайн. Педагог выступает в качестве координатора, отслеживая сложные для понимания темы, чтобы потом обсудить их на очном занятии в группе или индивидуально. |
Rotation model | Очное и онлайн-обучение чередуются: сначала ученики осваивают материал самостоятельно через интернет, потом вместе с преподавателем в классе, и наоборот. |
Self-blend | Ученики проходят программу как обычно. Но, если определённые предметы вызывают повышенный интерес, по ним можно брать дополнительные онлайн-занятия. |
Online Lab | Ученики ставят эксперименты и решают задачи в специальных программах и на специальных сайтах, но в стенах альма-матер и под присмотром педагога. |
В чистом виде данные модели используются редко. Обычно их комбинируют. Например, Face-to-Face с Flex: помимо посещения занятий, студенты самостоятельно занимаются онлайн, а непонятные моменты обсуждают потом с педагогом.
Преимущества смешанного обучения
По оценкам консорциума «Слоун» (The Sloan Consortium), более 60% американских студентов считают, что смешанное обучение эффективнее обычного. В это легко поверить, взглянув на плюсы blended learning.
- Гибкость образовательного процесса. В нём может быть задействовано любое количество учителей и учеников. Педагоги могут давать мастер-классы, даже находясь на другом континенте, а обратиться к электронным учебным материалам можно в любое время и из любого места.
- Открытость обучения. Сдавая экзамены компьютеру, сложно списать или столкнуться с предвзятостью. Также коммуникационные технологии позволяют студентам и педагогам постоянно поддерживать обратную связь, а значит, лучше понимать друг друга.
- Индивидуальный подход. Преподаватели могут варьировать темп и объём освоения учебного материала в зависимости от личностных особенностей учащихся. А комбинирование разных моделей позволяет каждому ученику развиваться именно в том направлении, которое ему интересно.
- Развитие самостоятельности. Студент должен эффективно распоряжаться своим временем, уметь планировать и быть дисциплинированным. Иначе при смешанной системе успеха не добиться.
- Повышение мотивации. Многие любят гаджеты и сервисы. В XXI веке люди хотят не просто учиться — хотят, чтобы было интерактивно и интересно, и с удовольствием принимают участие в вебинарах, ведут дискуссии на форумах, осваивают различные программы.
Мир меняется. Люди становятся более активными и мобильными. Они хотят получать быстрые результаты, им важны удобство и комфорт. Blended learning даёт всё это.
Смешанное обучение позволяет образованию быть гибким, сохраняя традиционно высокое качество. Современные технологии повышают эффективность занятий, раздвигают границы класса. В XXI веке нельзя ограничивать людей жёсткими рамками расписания: заболел или уехал в отпуск, пропустил урок — всё, отстал от группы.
Blended learning в действии
Как уже было сказано, в России к смешанному обучению пока только присматриваются. Наиболее перспективным считается его внедрение в языковых учебных учреждениях. Ведь в blended learning есть всё, что нужно, чтобы заговорить на иностранном языке: живое общение, просмотр видеороликов и аудирование, изучение новых слов в игровой форме и так далее.
Одной из первых работать в этом направлении начала школа иностранных языков ALIBRA, обучающая английскому, французскому, немецкому, испанскому, итальянскому и даже китайскому языкам. Обучающие программы во многом уникальны. Английский, например, преподают по авторской методике, позволяющей всего за восемь месяцев с нуля вырасти до уровня Upper-Intermediate.
Blended learning позволяет взять лучшее из онлайн- и офлайн-форматов и избавиться от их недостатков.
С помощью современных технологий мы можем полностью погрузить человека в языковую среду. Это делает обучение более комфортным и эффективным. Например, до создания мобильного приложения наши студенты для изучения слов использовали бумажные карточки. Это неудобно, ведь их приходилось носить с собой.
При этом главный недостаток чистого онлайн-обучения — это проблемы с мотивацией. По статистике, из десяти только один человек доходит до конца, остальные бросают. Занятия в классе помогают сохранить мотивацию, так как дарят живое общение, развивают коммуникативные навыки и позволяют контролировать результаты.
Формат ALIBRA больше всего похож на модель Face-to-Face Driver. В школе большой выбор форм обучения. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными, как очными (представительства школы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Екатеринбурге), так и дистанционными, по Skype. Чтобы узнать свой уровень языка, можно пройти онлайн-тест, а чтобы определиться с формой обучения — посетить бесплатный открытый урок.
Но приоритет всё равно отдаётся обучению в классе. Цифровые технологии лишь дополняют очные занятия, делая их более эффективными и удобными. Так, с мобильными приложениями ALIBRA можно учить новые слова даже в метро или в очереди. Всего приложений три, в каждом есть бесплатный демоуровень.
ALIBRA Sky — для отработки общего курса Skyrocket.
ALIBRA Forward — для совершенствования разговорного английского.
ALIBRA Business — для изучения делового английского.
Недавно ALIBRA запустила интерактивную онлайн-платформу ALIBRA English Campus. Пока в бета-режиме, но там уже есть встроенный словарь, видео- и аудиоуроки, интерактивные задания. С ALIBRA English Campus можно будет в режиме реального времени отслеживать свой прогресс и консультироваться с преподавателем.
Благодаря этой платформе весь контент базового курса английского доступен в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю. У каждого студента свой аккаунт, через который он может:
- изучать грамматику;
- отрабатывать произношение;
- узнавать и повторять лексику;
- выполнять любые упражнения и тесты для закрепления материала.
ALIBRA SCHOOL создаёт для своих учеников единую экосистему, полностью погружающую в изучаемый язык. Благодаря уникальным образовательным программам и смешанному подходу (приложения и платформа ALIBRA English Campus полностью соответствуют уникальной методике школы) прогресс виден сразу.
Вы сами не заметите, как через восемь месяцев ваш уровень языка будет выше среднего, а словарный запас — больше двух тысяч слов. Вы сможете свободно писать и говорить на английском, перестанете шарахаться от иностранцев на улице и начнёте подпевать западные песни.