5 приёмов, которые позволят бизнесу пережить кризис и начать больше зарабатывать
1. Сверяйтесь с современными трендами
Ни одно предприятие не существует в отрыве от мировой экономики. Даже если у вас небольшой магазин «у дома» или услуги в рамках одного города, важно учитывать новые тенденции. Например, сегодня в обществе обеспокоены экологическими проблемами. Это побуждает бизнес менять подходы: перерабатывать отходы, выбирать органические материалы. Многие бренды представляют новые коллекции из вторичного пластика, уменьшают объёмы упаковки и принимают вещи на переработку.
Меняется потребительское поведение — к примеру, люди стали чаще покупать онлайн. Это приводит к появлению дарксторов — магазинов‑складов, которые доставляют заказы на дом. В онлайн переместился не только ретейл, но и сфера услуг. В интернете можно заниматься спортом или учиться играть на музыкальных инструментах. Стала доступной даже телемедицина — дистанционный приём у врача.
Развитие технологий приводит к возникновению цифровой усталости. В ответ туристические компании могут предлагать ретрит‑туры, во время которых клиент отказывается от гаджетов, живёт в доме возле леса, медитирует и занимается йогой.
2. Внедряйте бережливое производство
Бережливое производство — это подход к управлению компанией, который направлен на уменьшение всех видов потерь. Он помогает делать работу быстрее, качественнее и дешевле. Переход на бережливое производство включает несколько этапов:
- Решить, что ценно в продукте для потребителя. Ценность — это та польза от товара и услуги, которую получает клиент. Например, если вы продаёте пиццу, ценностями могут быть качество ингредиентов, большой ассортимент вкусов, быстрая доставка.
- Убрать лишние этапы производства. Например, если менеджеры компании каждый день собираются на планёрку, чтобы согласовать задачи, это может приводить к потере времени. Лучше внедрить планировщик, в котором будет видна загрузка каждого.
- Оценивать не отдельные действия, а весь поток работы. В этом помогает карта потока создания ценности — схема, которая позволит увидеть не один производственный процесс, например сборку или доставку, а все этапы. Она нужна, чтобы все участники понимали, как устроена вся цепочка, и могли улучшить действия, которые не приносят пользы. В бережном производстве различают два потока: материальный — то, что в итоге становится готовым продуктом, который можно увидеть и потрогать, и информационный — то, что не является частью продукта, но влияет на него (телефонные звонки, электронные письма, планы графики). Важно учитывать все процессы.
- Прогнозировать спрос. Делать только тот продукт и в том количестве, которое нужно потребителю. Товар не должен пылиться на складах.
- Постоянно улучшать процессы. Бережливое производство — это не разовая оптимизация процессов. Оно используется в компании постоянно. Важно регулярно собирать обратную связь от сотрудников и клиентов и совершенствовать продукт.
Наладить систему бережливого производства в компании бесплатно поможет национальный проект «Производительность труда». Специалисты Федерального центра компетенций посетят производство и вместе с сотрудниками разрабатывают план по оптимизации процессов. Они помогут найти слабые звенья в технологических цепочках и расскажут, как убрать лишние операции и улучшить качество продукции. В программе уже участвует более 3 тысяч предприятий. Благодаря системе бережливого производства вы сможете высвободить ресурсы и повысить производительность без дополнительных затрат.
3. Пробуйте новые методы управления проектами
Гибкие методы управления проектами часто используют в IT‑компаниях, но их можно применять во всех отраслях. Допустим, Agile предполагает, что работа над проектом не может основываться только на заранее составленном плане. Могут появляться новые данные, пожелания заказчиков, которые важно учитывать и вносить изменения. Это отличает Agile от каскадной модели Waterfall, в которой разработчик переходит к следующей фазе проекта только после того, как завершил предыдущую.
В основном Agile описывает не конкретные подходы, а ценности. А Scrum можно назвать один из вариантов его реализации, который помогает повысить темп работы. В нём работа над проектом разбивается на отрезки (спринты) продолжительностью от двух до четырёх недель. В конце каждого спринта команда представляет результаты своих трудов. Как правило, работа идёт в небольших группах до 10 человек. Роли чётко регламентированы: есть один ответственный за продукт, команда и скрам‑мастер, который обучает сотрудников необходимым практикам. Подход будет полезен, если вы производите новый продукт и точно не знаете, какой должна быть финальная версия. С ним можно быстро находить слабые места и вносить правки.
4. Вовлекайте сотрудников в принятие решений
Большинство российских руководителей признают важность корпоративной культуры для развития бизнеса. Но многим сложно предоставить подчинённым больше свободы в работе. А чтобы дело развивалось, нужны сотрудники, которые не боятся брать на себя инициативу и принимать решения. Если работник просто делает свою часть задач в отрыве от всего процесса, будет сложнее решать нетипичные проблемы или видеть пространство для улучшения.
Если сотрудник случайно ошибся, нужно разобрать недочёт вместе с ним, но не обесценивать работу и не спешить накладывать санкции. Страх снова сделать что‑то не то и лишиться части зарплаты может лишить человека мотивации свободно работать и предлагать новое. Правильнее будет объяснять цели и задачи компании, чтобы каждый специалист понимал, какие критерии указывают, что работа выполнена успешно.
5. Ищите способы стимулировать сотрудников
Текучка кадров может дорого обходиться компании. Придётся вновь искать кандидатов, проводить собеседования, обучать новых людей. Чтобы сотрудники оставались в вашей компании, подумайте, как их стимулировать. Самый очевидный вариант — финансово. Большие победы или удачное закрытие квартала можно награждать премиями.
Но деньги — это не единственный стимул. Важно наладить систему обратной связи с сотрудниками и узнать, что они считают ценным поощрением. Например, более 20% работников могли бы работать вне офис без потери эффективности. Многие люди ценят удалёнку, и важно предоставлять им такую возможность. Другие формируют лояльность благодаря корпоративным праздникам и тимбилдингу. Третьи ценят возможность участвовать в конференциях и обучаться за счёт работодателя, а кому‑то может быть важно, чтобы компания предоставила медстраховку.
Благополучие компании связано с сотрудниками, но конечная ответственность за эффективность лежит на руководителях. Пройти профессиональную подготовку управленцы могут в рамках национального проекта «Производительность труда». Она поможет стать менеджером, который уверенной рукой ведёт дело к успеху. Кроме того, инициатива предоставляет средним и крупным предприятиям доступ к налоговым льготам, помогает выйти на экспорт и устранить административные барьеры в работе.
Станьте первым, кто оставит комментарий