3 истории людей, у которых получилось построить успешный бизнес вдали от города
Формулировка «собственный бизнес» рождает в голове ассоциации с мужчинами в костюмах, стеклянными небоскрёбами и кейсами, набитыми деньгами. Однако открыть своё дело и управлять компанией можно и в деревне.
Мы поговорили с тремя предпринимателями из разных сфер и попросили их рассказать о главных трудностях, пиар‑стратегиях и преимуществах работы вдали от крупных городов.
«Всегда есть желающие попробовать страус‑бургер»
Сначала у нас с мужем была сеть сантехнических магазинов. Но потом начался кризис, и мы решили сменить сферу — выбрать такую, в которой не было бы большой конкуренции. Сошлись на том, что оба любим животных.
Перед глазами был опыт знакомых из Перми, которые открыли страусиную ферму. Мы съездили к ним, посмотрели, как всё устроено, и поняли, что хотим организовать подобное предприятие.
Составили бизнес‑план и отправили его в администрацию Тюменского района в надежде на то, что нам выделят землю. Параллельно рассматривались ещё 53 заявки, из которых одобрили лишь три. В том числе нашу.
Мы выбрали участок и первый год занимались благоустройством территории: строили вольеры, сажали растения. А потом уже завезли страусов.
Изначально мы планировали выращивать птиц на мясо. Оно очень полезное, диетическое. Но поняли, что у нас нет времени и финансовой подушки, которая поможет поставить производство на поток.
Открыть контактную ферму было легче. Всегда есть желающие попробовать страус‑бургер или омлет из страусиного яйца, посмотреть на экзотических животных и купить изделие из перьев.
Сейчас мы с мужем оформили землю в собственность и получили прописку в селе. Живём прямо тут, на участке.
— С какими сложностями вы столкнулись?
— Главная проблема — отсутствие поддержки сельского хозяйства. Сейчас государство стало уделять больше внимания ЛПХ. Например, выделять субсидии. Но всего этого недостаточно.
Кроме того, было много бумажной волокиты. Страусоводства как вида деятельности в России нет. Соответственно, нет ни ГОСТов, ни технических условий. Поэтому ветеринарные службы и Россельхознадзор были не готовы к развитию такого бизнеса в Тюменской области.
Также мы столкнулись со сложностями в проведении газопровода и электрификации. На первое ушло 3 года, на второе — 8 лет. Возможно, сейчас с этим попроще.
Другая проблема — отсутствие рабочих рук. Жители посёлка не горят желанием работать в сфере сельского хозяйства. Да и у многих есть проблемы с алкоголем. Вроде рукастые, но до первой зарплаты. Мы нанимаем мигрантов — они работают хорошо, но мало что умеют. Например, водить экскурсии у них не получится.
Да и вообще содержать хозяйство сейчас невыгодно. Для сравнения: когда мы открыли бизнес в 2009 году, кормовой овёс стоил 1 рубль 20 копеек за килограмм. Сейчас — 20 рублей. При этом цены на услуги фермы практически не поменялись.
— Как рассказывать о бизнесе, находящемся в отдалении от крупного города?
— С пиаром сложностей нет. У нас есть свой сайт, соцсети. Да и посетители часто рассказывают о нас на своих личных страницах. Кроме того, с рекламой нам помогает администрация тюменского района — она, например, организовала съёмки нашей фермы для местного телевидения.
— Учитывая, что это сезонный бизнес, сильно ли ощущается просадка зимой?
— Да. Чтобы поддерживать баланс, в «несезон» мы организовываем различные праздники: проводим новогодние квесты, масленичные гуляния, катания на конях. Также у нас заключены контракты с туристическими компаниями, которые приводят к нам посетителей.
— В чём плюсы ведения бизнеса вне большого города?
— В плане ведения бизнеса я не вижу особых преимуществ. Что в деревне, что в городе — своя специфика. Главное — было бы желание работать!
А вот жить, наверное, приятнее в деревне. Я не пожалела о том, что мы открыли ферму и переехали. Тут, хоть и работа с утра до вечера, но постоянный позитив — общение с животными, жизнь на природе… Это тоже отдых.
— Как вы планируете развивать бизнес?
— Мы планируем работать над агротуристическим направлением. Сейчас мы построили гостиницу, ввели в эксплуатацию кафе, организовали мастер‑классы: туристы могут подоить корову, сварить сыр, сходить на речку с удочкой или в лес за грибами. Сейчас планируем строительство большой детской игровой площадки.
Мы хотим, чтобы люди, приезжая к нам, были полностью заняты. Могли остановиться не на один, а на несколько дней. Всё-таки многие устали от жизни в городе. Надо цепляться за это и создавать хорошие условия для туризма в деревнях.
«Нет ощущения, что полностью оторван от цивилизации»
Я всю жизнь занимался туризмом. Изначально — активным, но потом плавно перешёл к управленческим должностям. В арт‑усадьбу меня отправили для работы над краткосрочным проектом. Но в итоге я остался здесь надолго.
Арт‑усадьба — это гостиничный комплекс, расположенный на природе, рядом с деревней Веретьево. Здесь есть уникальный парк, оленья ферма, серия авторских комнат, дизайн которых разработали художники, и экотропинки для прогулок.
— С какими сложностями вы столкнулись?
— Изначально это был некоммерческий проект. И перевести его в коммерческий стоило многих сил и времени. Но нестандартность этой задачи меня привлекала.
Другая проблема была связана с поиском персонала. Оказалось, что найти нужных специалистов, которые помогли бы развивать проект, сложно. Это, наверное, даже не связано с тем, что мы далеко от Москвы. Расстояние просто усложняет задачу.
Всё-таки рядом с Веретьево есть три небольших города, и многие сотрудники стекаются из них. Кто‑то живёт здесь вахтовым методом, а кто‑то — на постоянной основе.
Я переехал сюда, устроившись на работу. Для меня это не было проблемой. Я привык к постоянным перемещениям с проекта на проект.
— Как рассказывать о бизнесе, находящемся в отдалении от крупного города?
— Если проект особенный и уникальный, то его намного проще пиарить. Мы вне конкуренции. Если бы «Веретьево» было похоже на другие проекты, нам пришлось бы действовать стандартными методами — предлагать скидки, устраивать акции. Здесь же мы идём по своему сценарию — показываем оригинальный нестандартный продукт, который привлекает аудиторию.
«Веретьево» изначально было популярным местом у творческой интеллигенции: здесь отдыхали и творили известные писатели, актёры, музыканты.
Сейчас мы продолжаем исторически сложившуюся традицию и приглашаем творческих людей в коллаборации. Так, номерной фонд был создан нашими друзьями — художниками и архитекторами Андреем Бильжо, Ольгой Солдатовой, Евгением Ассом и другими.
Другой мощный магнит для посетителей — парк «Веретьево», спроектированный архитектором Александром Бродским. На его территории расположены арт‑объекты, тематические библиотеки, экотропы, вписанные в природный ландшафт.
Также у нас самая ближайшая к Москве оленья ферма. Здесь можно потрогать и покормить этих животных. А ещё муфлонов и ланей. Олени водились здесь и раньше, но после реконструкции, видимо, почувствовали себя ещё лучше и начали приносить потомство.
— Учитывая, что это сезонный бизнес, сильно ли ощущается просадка зимой?
— Да, зимой, как и во всех загородных комплексах, поток снижается на 30–40%. Нужно быть готовым к этому.
— В чём плюсы ведения бизнеса вне большого города?
— Здесь природа: речка, зелёная травка, животные... А в мегаполисе этого нет. Все живут в каменных коробках. Плюс 100 км от Москвы — это не самое далёкое расстояние. У меня нет ощущения, что я полностью оторван от цивилизации.
Понятно, что для человека, который всю жизнь прожил в мегаполисе, это может показаться большой дистанцией. Но для меня нет — я сам из Карелии.
Вот когда мне дадут проект на Алтае, я скажу: «Да, это далеко». А 100 км — пустяки.
— Как вы планируете развивать бизнес?
— У нас целый пул проектов, которые мы хотим запустить. Это и расширение контактного парка с животными, и развитие номерного фонда, и создание интересных локаций и арт‑объектов.
«В деревне легче жить и пробиваться»
Мы ведём бизнес с 2011 года, а живём в деревне с 2020‑го. До этого с апреля по октябрь мы ездили туда вахтовым методом. Когда заканчивался полевой сезон, возвращались в город. Но потом построили дом и теплицу, в которой можно работать круглый год, и переехали.
Летом на открытом грунте мы выращиваем зелень, картофель, борщевой набор. Зимой переходим в теплицу, где «выгоняем» зелёный лук. Продаём всё это, в основном, оптовикам.
— Как рассказывать о бизнесе, находящемся в отдалении от крупного города?
— Строить пиар‑кампанию не очень сложно. Никакого особого бюджета я на это не выделяю. Просто веду соцсети. Например, до блокировки TikTok я развивала свою страничку — набрала 55 000 подписчиков. Людям нравится слушать о деревенской жизни, об экологичных продуктах. Многие устали от «успешного успеха» и «гламурного гламура». Хотят простого, домашнего.
Также у нас есть страница на площадке «Своё родное». Это интернет‑магазин и маркетплейс, где можно заказать натуральные продукты от производителей. И на «Своём фермерстве», где сельхозработники могут общаться между собой и договариваться о сотрудничестве.
Кто‑то, например, ищет там удобрения, кто‑то продаёт молоденьких бычков. На этих площадках тоже можно себя пропиарить. Идея понятна: регистрируемся везде, где можем, и заявляем о себе.
А ещё тех, кто умеет работать, замечает администрация. Они иногда помогают нам с пиаром — например, рекомендуют к выставкам, предлагают программы субсидирования.
— С какими сложностями вы столкнулись?
— Во‑первых, трудно набирать кадры. В деревнях мало кто готов работать. А даже если и приходит, то чаще всего для галочки: день прошёл — да и ладно. Либо с мыслью: «Где бы что украсть?»
У нас, конечно, есть местные проверенные люди. Но основной костяк составляют иностранные граждане. Мы создаём для них все условия: официально оформляем, платим налоги, регулярно отправляем на медкомиссии. Всё чисто, прозрачно. Никакой нелегальщины.
Во‑вторых, практически нет господдержки. Если бы я была министром сельского хозяйства, то старалась бы помогать фермерам. Но сейчас вроде бы лёд тронулся: Мишустин подписал закон об аренде земель для малых форм хозяйствования.
Посмотрим, что будет. Прошлое лето показало, что потребность в овощах существует, но российские фермеры закрывают её плохо.
— Учитывая, что это сезонный бизнес, сильно ли ощущается просадка зимой?
— Когда мы летом работали вахтовым методом, а зимой выращивали растения в двух маленьких теплицах, просадка ощущалась сильно. Но сейчас она практически исчезла.
— В чём плюсы ведения бизнеса вне большого города?
— В деревне легче жить и пробиваться. Если ты реально работаешь, а не просто ходишь и пинаешь говно (извините за грубость), тебя заметят и будут поддерживать.
Например, недавно мне удалось побывать на совещании кабинета министров при президенте Республики Татарстан. Я лично общалась с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым! Могло бы такое случиться, если бы я жила в Казани? Думаю, нет. В деревне проще. Только надо трудиться и быть чистым душой.
— Как вы планируете развивать бизнес?
— За 10 лет ведения бизнеса наша ферма сильно изменилась, и мы не хотим останавливаться на достигнутом. Например, сначала площадь посева составляла 4 га. Сейчас — 78 га. В планах увеличить её до 100.
Ферма Наили Ахмадиевой. Фото предоставлено Наилёй Ахмадиевой.
Также мы будем наращивать количество теплиц. Несколько новых уже построено, осталось их газифицировать.
Ещё планируем построить овощехранилище. Оно очень нужно. Чем больше мы выращиваем, тем сильнее ощущаем необходимость складировать это где‑то.
Ну и, конечно, хотелось бы автоматизировать некоторые процессы ручного труда. Помню, первое время у нас не было денег на сельхозоборудование. Мы купили трактор за 150 000 рублей и отпахали на нём 11 лет. Только в прошлом году смогли позволить себе новый. Было бы здорово заменить и другую технику.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Находки AliExpress: 20 полезных товаров дешевле 1 000 рублей
Новый год как в детстве: 6 праздничных традиций, которые поможет соблюсти техника Gorenje
Отборные скидки до 64% от AliExpress, Redmond и других магазинов
15 стильных пуховиков стоимостью от 3 000 до 15 000 рублей
10 наборов для вышивания, с которыми захочется заняться рукоделием
12 комфортных дутиков для зимних прогулок
Как не заскучать на новогодних каникулах: 8 идей для детей и взрослых
Реклама7 гастрономических трендов, на которые стоит обратить внимание в 2025 году
Обзор TECNO Camon 30S — недорогого смартфона с достойной камерой
Обзор TECNO Phantom V Flip 2 5G — новой раскладушки, которая почти вдвое дешевле аналогов