10 бизнес-трендов 2019 года, которые должен знать каждый предприниматель
1. Удалённая работа
Такой формат занятости уже стал привычным: в феврале HeadHunter провёл опрос и выяснил, что среди аудитории сайта 31% работающих из дома, а у 46% был подобный опыт. Для предпринимателей это выгодно: 76% готовы перерабатывать, когда делают это дома. К тому же благодаря такому тренду работа становится доступнее: компании могут предоставить места пожилым людям, инвалидам, женщинам и мужчинам в декрете.
В маркетинге, рекламе, PR удалёнщиков 56%, в искусстве, развлечениях и массмедиа — 55%. В Лайфхакере из дома работают главный редактор, три шеф-редактора и большая часть авторов.
Что делать
Предложить работать из дома сотрудникам, которым не обязательно быть в коллективе 40 часов в неделю. Например, программистам или менеджерам колл-центра.
2. Оптимизация и автоматизация процессов
Малый и средний бизнес стагнирует: количество компаний уменьшается на 6–7% каждый год. Чтобы предприятие приносило доход, предприниматели стремятся оптимизировать структуру компании и рабочие процессы.
Оптимизация за счёт простого сокращения штата не всегда приносит хороший результат: продавец может совмещать функции консультанта, кассира и товароведа и совершать ошибки на каждом этапе. Невнимательность поведёт за собой расходы. Все изменения должны быть обоснованными — чтобы грамотно оптимизировать штат, сначала проанализируйте, на какие задачи вы тратите лишние деньги и рабочее время сотрудников.
Что делать
Установить онлайн-кассу с возможностью подключить товароучётную систему — программу, которая поможет автоматизировать торговлю, контролировать движение товаров и анализировать прибыль и расходы. Приобрести онлайн-кассу всё равно придётся — после 1 июля по 54-ФЗ за работу без этого элемента большинство предпринимателей ждёт штраф до 100% выручки. Лучше сразу выбрать смарт-терминал, который поможет не только соблюсти закон, но и оптимизировать бизнес за счёт использования товароучётной системы.
Одна из главных функций системы — ведение учёта товаров: отслеживание поступлений, перемещений и продажи каждой позиции. Но это не всё, что возможно. Например, в товароучётной системе «МТС Кассы» доступно ведение аналитики по более чем 40 отчётам. С её помощью вы сможете:
- следить за наличием товара в магазине;
- удалённо контролировать работу сотрудников;
- выявлять самые ходовые и неликвидные позиции;
- внедрять маркетинговые инструменты;
- сократить время, которое уходит на отчёты, инвентаризацию и другие стандартные торговые операции.
По данным МТС, работа с товароучётной системой позволяет увеличить прибыль бизнеса на 10–15%.
При аренде «МТС Кассы» полноценный товароучётный сервис доступен всем пользователям вне зависимости от тарифа и модели. При этом часть функций по установке и обслуживанию оборудования компания берёт на себя. В тарифе «Эконом» от 1 700 рублей в месяц это бесплатный договор с ОФД, техническая поддержка и горячая замена кассы. При аренде оборудования по тарифу «Бизнес» от 2 300 рублей к указанным услугам прибавляется полное сервисное обслуживание, установка кассы, её регистрация и перерегистрация в налоговой и инструктаж для сотрудников.
3. Доверие к облаку
Люди больше не боятся оставлять персональные данные и документы на чужих серверах. В конце 2018 года платный аккаунт Dropbox был у 12,7 миллиона пользователей, а в мае 2019 года — у 13,2 миллиона. В России облачный рынок тоже развивается: в 2019 году прогнозируют рост с 68,4 до 83,1 миллиарда рублей.
Что делать
Использовать облачные хранилища. В 2017 году 87% CRM были облачными. Таким системам не нужно дополнительное оборудование, а данные на них доступны 24/7. На облачном хранилище удобно держать документы для сотрудников. К каждому можно настроить доступ: выбрать, кто видит файл, может его отредактировать или скачать.
4. Кибербезопасность
Бреши в безопасности приводят к финансовым потерям: в 2018 году 60% компаний закрылось после кибератак. Покупатели не хотят работать с предпринимателями, которые не защищают их персональные данные.
Хакеры взламывают небольшие предприятия. У них есть информация о клиентах и связь с более крупными компаниями. Факторы усиливает слабая защита: хакер не рискует, нападая на малый и средний бизнес. В 2019 году на него пришлось 58% атак.
Что делать
Пользоваться облачными хранилищами, которые шифруют файлы. Дополнительную защиту обеспечит двухфакторная аутентификация.
Будет не лишним выделить бюджет на IT-безопасность или завести киберстраховку. Она покроет расходы от украденных, искажённых данных и затраты на решение проблемы. В страховку следует включить пункт об ущербе репутации.
5. Омниканальность
Омниканальность — метод, который объединяет каналы общения с клиентом.
Схема «пришёл-увидел-купил» уже не работает. Покупатель сравнивает цены на разных площадках или уходит, потому что его отвлекло push-уведомление. С клиентом нужно контактировать по всем каналам, которыми он пользуется: в офлайн-магазине, на сайте, в социальных сетях и почтовых рассылках.
Что делать
Подумайте, как можно дополнить основной канал общения с клиентом. Если у вас офлайн-магазин, заведите сайт или мессенджер, если бизнес-аккаунт в Instagram* — найдите место, где клиент сможет потрогать продукт. Например, участвуйте в городских фестивалях или откройте шоу-рум, чтобы взаимодействовать с покупателем в офлайне.
Чтобы следить за продажами по всем каналам, пользуйтесь онлайн-кассой и товароучётной системой.
6. Безналичные платежи
Рассчитываясь за товары картой, люди часто тратят больше, чем планировали, так как не ощущают стоимости. При этом, по прогнозам ЦБ, количество операций по карте в 2019 году увеличится до 65%. Вместе с ним растёт объём операций по оплате. Он изменился с 26.9% до 28.3% в период с 2017 до 2018 года.
Что делать
Установите терминал для эквайринга или онлайн-кассу со встроенной функцией безналичной оплаты. Последний вариант подойдёт для курьеров или передвижной торговой точки.
У МТС модели с эквайрингом можно найти в каталоге на официальном сайте, поставив галочку напротив нужного фильтра.
7. Персонализированный маркетинг
Людей раздражает неперсонализированная реклама — та, что не учитывает их интересы, социальное положение, пол и возраст. Жителя маленького южного городка приглашение на вечеринку в московском клубе скорее разозлит, чем обрадует.
В исследовании Adobe недовольных было 42%. Чтобы не видеть общие рекомендации, 87% клиентов готовы поделиться информацией о себе.
Персонализация контента влияет на прибыль. Размер корзины увеличивается, люди больше покупают. Главное — не перестараться, как Netflix в 2017 году: компания высмеяла фанатов своего нового рождественского фильма, чем вызвала полемику в медиа.
Что делать
Обращаться к клиенту по имени и настроить рекламу, которая зависит от региона, времени суток и пола. Индивидуальная цена тоже покажет, что вы заботитесь о клиентах. Сформируйте её с учетом бонусов или накопительной скидки и укажите персональную стоимость рядом с основной. Взаимодействие с конкретной группой людей по нескольким каналам поможет найти новых клиентов и увеличить средний чек.
Для персонализации удобно использовать крупные сервисы, которые позволяют использовать большое количество разных каналов и настроек. Например, с помощью сервиса «МТС Маркетолог» можно начислить кешбэк, запустить рекламу с определённой геолокацией, целевой аудиторией и временем. Сервис охватывает социальные сети, почту и SMS.
8. Забота о сотрудниках
Еще 4 года назад Social Market Foundation доказал, что трудолюбие растёт вместе с индексом счастья. Участников распределили по группам и попросили заполнить анкету, чтобы узнать, насколько хорошо они себя чувствуют. В одной из групп людям показывали короткометражные комедии, а затем измеряли уровень продуктивности с помощью математических задач: испытуемые складывали двузначные числа. Оказалось, что люди в хорошем настроении работают на 20% точнее.
Что делать
Необязательно крутить в офисе комедийные ролики, чтобы сделать сотрудников счастливее. Предложите им абонемент в спортивный зал, заведите снеки на кухне и настольные игры в комнате отдыха или дайте выспаться. Сон на работе практикует Google, Nike и British Airlines.
9. Социальная ответственность
Клиенты отказываются сотрудничать с неэтичными компаниями. В 2019 году за рекламу уже извинились Avon, Calvin Klein, а Ubisoft — просили прощения за гомофобные надписи в игре. Малому и среднему бизнесу тоже стоит помнить об ответственности: соблюдать моральные, этические нормы и следить за условиями труда, чтобы ваши сотрудники не начали протестовать, как работники Amazon в 2018 году.
Что делать
Подумать о внедрении социальной программы, проследить за влиянием на экологию и проверить бизнес на соответствие законодательству.
10. Экосистемы для бизнеса
Предпринимателям приходится тратить огромное количество времени и денег на поиск, тестирование и контроль контрагентов и выбор услуг. Чтобы помочь им, банки и крупные технологические компании создают экосистемы для бизнеса. Это комплексные предложения, которые позволяют получать необходимые услуги в режиме одного окна и на выгодных условиях.
Что делать
Изучить сайты банков и крупных российских компаний и приглядеться к пакетам услуг для малого бизнеса. Например, у МТС Банка есть комплексное предложение «Всё для торговли». В него входит расчётно-кассовое обслуживание, аренда онлайн-кассы и торговый эквайринг. Решение подойдёт и для розничной торговли, и для бизнеса по предоставлению услуг. А цена пакета услуг ниже, чем если брать их все по отдельности.
Автор: Алёна Хайдукова
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.