Библиотека Tilda Publishing: что читают крутые дизайнеры
Студия Tilda Publishing, где рождаются основные идеи по развитию сервиса, находится на территории центра дизайна Artplay, в самом сердце творческой жизни Москвы. Основатель сервиса Никита Обухов, будучи гостем нашей рубрики «Рабочие места», рассказал Лайфхакеру, что, когда он с коллегами только переехал на Нижнюю Сыромятническую, в студии были голые стены. Но усилиями команды она постепенно ожила, обросла самобытными деталями.
Небольшую экскурсию по библиотеке Tilda Publishing для нас провела дизайнер Ира Смирнова.
«Как только мы переехали, почти сразу же в студии появилось несколько книжных шкафов, которые постепенно заполнились.
Книги появляются на полках спонтанно: что-то покупается специально для студии, что-то приносят сотрудники, некоторые книги — подарки друзей. За несколько лет собралась приличная библиотека.
В июле мы запустили образовательный раздел Tilda Education, в рамках которого готовим онлайн-курс по веб-паблишингу. Во время подготовки приходится часто обращаться к теории, и очень помогает, что самые важные книги всегда под рукой».
Поговорим с сотрудниками. Узнаем, что они читали, читают и рекомендуют прочесть.
Я расскажу о книгах, которые считаю самыми важными для старта, что и в какой последовательности нужно прочесть начинающему дизайнеру.
В первую очередь я рекомендую удивительную книгу Виктора Папанека «Дизайн для реального мира». Папанек очень точно и полно описал, что такое дизайн и кто же такой дизайнер. Рекомендую всем начинающим для того, чтобы чётко ответить себе на вопрос: «Чем же я всё-таки занимаюсь и что такое дизайн?». Когда я её читал, постоянно сохранял себе в заметки цитаты — настолько ёмко и тонко Папанек сформулировал многие вопросы. Это круто. Книга была написана в далёком 1979 году, потом переиздавалась в 1982-м. Мы для себя открываем профессию дизайнера, ну, скажем так, последние 15 лет. Удивляет, насколько стара эта профессия: больше 30 лет назад были сформулированы понятия, до которых мы только сейчас доходим.
Затем я рекомендую прочитать книгу Александры Корольковой «Живая типографика».
В ней довольно хорошо и в простой форме описаны все основные понятия, связанные с типографикой и шрифтом. Не все осиливают «Основы стиля в типографике» Роберта Брингхерста, поэтому для начала Королькова — то, что нужно.
Но следующая книга — именно Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике» (2-е издание).
Книга довольно объёмная, и люди делятся на тех, кто над ней сразу засыпает, и тех, кто читает её запоем. Да, такова эта область. В любом случае, если вы всерьёз думаете работать в сфере веб-дизайна, её вам прочитать стоит. Это базовые знания, которыми нужно обладать дизайнеру, работающему с большим потоком информации.
Понимание законов композиции — это также базовый профессиональный навык дизайнера. Книга, которая поможет с ними разобраться, — «Фотография как...» Александра Лапина.
На самом деле эту книгу нужно было назвать «Основы композиции». В ней перечислены все основные понятия и приёмы. Композиция очень сложна в изучении, и в действительности каждый видит её по-своему. Композиция в дизайне отличается от композиции в живописи.
Кроме того, обратите внимание на книги издательства A Book Apart. Это, скорее, «методички», поэтому читать их удобно. Не могу сказать, что они полностью раскрывают заявленные темы, но отлично подходят для того, чтобы ознакомиться с основными понятиями, которые встречаются именно в веб-дизайне.
Перечисленные книги — это баланс информативности и простоты. Они знакомят со всеми основными понятиями, который должен знать дизайнер.
Более полный список книг, рекомендованных Никитой →
Мне нравятся книги, позволяющие взглянуть на визуальную культуру в непривычной перспективе. Когда ты в курсе разных точек зрения, интересно смотреть на привычные вещи в новых контекстах. Каждый автор из моей подборки имеет собственное видение дизайна и рассказывает о том, что формирует его взгляды.
John Berger — Ways of Seeing
Эта книга — своего рода парадокс: она написана по фильму. Фильм BBC Ways of Seeing о современной визуальной культуре сделан Джоном Бергером в 1960-х. Последовавшая книжка отлично дополнила и углубила тему. В ней несколько эссе, которые позволяют понять, как меняется восприятие одной и той же графики со сменой эпох, и отследить происхождение визуальных клише. Например, оказывается, что богатые семьи в XVII веке, украшавшие усадьбы собственными портретами, в своих устремлениях мало чем отличались от нынешних любителей пофоткаться на телефон.
Simon Garfield — Just My Type
Это своего рода bedtime reading для дизайнеров. В этой книге нет главы об истории типографики. Возможно, это единственная книжка по теме, которая не расскажет, как отличить ранние итальянские засечки от поздних британских. Зато в ней собраны интересные истории из жизни известных шрифтов: кто и зачем их создал, как они применялись и как влияли на общественное мнение. Из неё я узнала, что Эрик Джилл был немного не в себе, а его знаменитый Gill Sans — своего рода извращение. Ещё есть интересная история о лондонском Johnston Sans, попытка найти происхождение написания The Beatles и глава о худших шрифтах в истории (и как они ими оказались).
Bruno Munari — Design as Art. Бруно Мунари — это легендарный итальянский дизайнер, он написал книжку о своём видении принципов творческой работы в 1966 году. Это давно. Обычно за такой длительный период книга теряет актуальность, но, благодаря остроте мысли и универсальности подхода, все до сих пор её читают. Мунари рассказывает о вариативности, мимикрии, контрастах, стилизации, выразительной типографике и других методах создания красивых и полезных вещей. Он считает, что дизайн — это форма искусства, а дизайнер отличается от художника только тем, что применяет свои таланты на благо людям.
Джон Маэда «Законы простоты. Дизайн. Технологии. Бизнес. Жизнь»
Это идеальная книжка для зануд! Если вы любите красоту систем, прагматичный подход ко всему на свете и хороший слог, её обязательно стоит прочитать. Маэда много думает о базовых принципах жизненных процессов в целом и дизайна в частности. Он учит наводить порядок в данных и функциях, упрощать сложное и ценить пустое пространство. Я думаю, они с Бруно Мунари могли бы отлично поспорить. Маэда говорит: «В то время как великолепное искусство заставляет задуматься, великолепный дизайн делает всё понятным» (While great art makes you wonder, great design makes things clear). А ещё в книжке очень красивая вёрстка и иллюстрации.
Deyan Sudjic — B is for Bauhaus Y is for Youtube. Последнее пополнение коллекции — новая книжка Дейена Суджича, директора Лондонского музея дизайна. Это полноценный словарь современной культуры. Суджич обладает уникальной базой знаний о культуре и дизайне. Тема каждого эссе — это только отправная точка: автор умело оперирует совершенно разными, на вид несвязанными явлениями, чтобы привести читателя к неожиданному выводу. Например, в первой главе A is for Authentic обсуждаются старые автомобили, отполированные до блеска, сложности с реставрацией Джексона Поллока, французское кафе в Нью-Йорке и американский бар в Вене, шрифт Gotham и то, как он себя дискредитировал, а ещё зелёная парка автора.
Мне думается, что, кроме профессиональных книг, хороший дизайнер обязательно читает художественную литературу. Дизайн — это в первую очередь мышление. Мышление прочно связано с речью, а чтобы развивать речь, нужно читать хорошие тексты.
Например, Владимира Набокова. Иногда я слышу претензии, что его литературная техника настолько сложна, что форма затмевает содержание. Но это хорошая тренировка для дизайнера: попробуйте разобраться в логике Набокова, понять его композиционные схемы, и вы почувствуете гармонию. Со временем Набоков станет понятнее, а ваш дизайн — глубже и разнообразнее.
Начать можно с романтической «Машеньки», но самое впечатляющее произведение, на мой взгляд, «Приглашение на казнь».
«Души начинают видеть» — это переписка двух великих поэтов — Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.
Они были лишены возможности встретиться и 10 лет писали друг другу письма, насыщенные, глубокие, страстные. В этих письмах так много чувств, кажется, что переживаешь сразу тысячу жизней, настолько они яркие и разные. Но, когда поэты наконец увиделись, встреча прошла холодно. Два мастера слова лишь в переписке смогли раскрыться друг перед другом. Я вижу в этом параллель с работой дизайнера, которому тоже нужно чувствовать людей на расстоянии, понимать их и создавать продукты, которые они полюбят.
«Гроздья гнева» Джона Стейнбека будто открыли мне второе измерение и позволили увидеть наше общество, ориентированное на богатых, успешных и энергичных, другими глазами. Эту книгу хорошо читать в паре с романом «Атлант расправил плечи». Тогда картина мира раскрывается на 360 градусов. Это тоже важный навык для дизайнера — видеть ситуацию в целом и уметь оценить её с разных точек зрения.
Также рекомендую читать стихи Маяковского, который, кстати, был почти дизайнером по образованию. Он учился в училище живописи, ваяния и зодчества. Может быть, поэтому у него такой графичный слог и идеальная композиция?
«Наивно. Супер» — книга норвежского писателя Эрленда Лу.
Она действительно очень наивная, и это правда супер. На первый взгляд она кажется примитивной, но эта простота какая-то очень умная и трогательная. Дизайнеру полезно уметь иногда абстрагироваться от всего предыдущего опыта и превращаться в ребёнка. Забыть все прошлые работы, все клише, которым он научился, и отнестись к проекту наивно. Тогда появится шанс сделать великую работу, потому что всё гениальное просто.
***
В конце встречи мы разговаривали с ребятами из Tilda о ценности книг в работе и их влиянии на людей.
«Есть книги, которые нужно читать, потому что они помогают быстрее освоить какой-то профессиональный навык. Ни один лектор, ни один курс или тренинг не сделает то, что могут сделать три-четыре правильные книги. Читая книгу, ты осознанно или неосознанно фокусируешься на том, чего не хватает в твоей работе, в конкретных решениях конкретных задач.
Книг написано уже так много, что всегда можно найти ту самую, которая подскажет правильное решение. И неважно, бумажная она или электронная. Важно, что люди научились передавать свой опыт и знания тем, кто хочет эти знания приобрести.
Есть книги, которые развлекают, помогают отвлечься. Они погружают тебя в другую реальность. Нет такого фильма и такой музыки, которые бы могли сравниться с книгами по силе воздействия. Когда читаешь, мозг работает иначе.
Есть книги и вовсе уникальные. Когда понимаешь, что автор знает о жизни нечто сакральное. Читая такую книгу, будто проживаешь свою жизнь заново и обретаешь новые смыслы внутри себя».
Теперь мы знаем, что читают крутые дизайнеры. Надеемся, вы взяли на заметку многое из библиотеки Tilda Publishing.
Лучшие предложения
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
12 пар утеплённых кроссовок, в которых будет комфортно зимой
Надо брать: набор инструментов Deli всего за 1 552 рубля
Цена дня: термос Feijian за 1 656 рублей
Отличные вертикальные пылесосы, которые стоит купить в 2024 году
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Hoff, ZRN Man и других магазинов
10 утяжелённых одеял для комфортного и спокойного сна
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
РекламаКак усыновить ребёнка: пошаговый план
Почему стоит учиться во взрослом возрасте: 5 причин от «Школы 21»
Реклама