Почему можно и иногда нужно приходить на работу в угрюмом настроении
Статью можно послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.
Прогрессивные работодатели зачастую полагают, что продуктивная успешная команда — это офис, полный позитивно настроенных, улыбающихся людей. Однако исследователи пришли к выводу, что, если заставлять сотрудников выглядеть жизнерадостнее и веселее, чем они чувствуют себя на самом деле, можно добиться противоположного результата — эмоционального истощения и ухода в себя. Особенно сильно от этого страдают женщины, поскольку от них чаще ожидают проявлений счастья и радости.
Тирания рабочей продуктивности
Повальное увлечение позитивным рабочим настроем появилось не так давно под влиянием исследований о связи продуктивности сотрудников с их хорошим настроением. Казалось бы, попытки повысить удовлетворённость работников должны приносить пользу как самим работникам, так и руководству. Однако стратегии корпоративного счастья довольно быстро приводят к нежелательным результатам.
В зависимости от того, где вы работаете, попытки поднять ваш боевой дух могут выглядеть по‑разному: начиная от пятничной пиццы и заканчивая предписаниями для работников служебного кафетерия изображать радость с раннего утра до поздней ночи. В долгосрочной перспективе такие поверхностные манипулятивные техники ничего не дадут, так как быстро станут привычными и перестанут впечатлять.
Порой даже действительно благие намерения — такие, как возможность работать из дома, — могут привести к ослаблению границ между работой и частной жизнью. Это опасно тем, что негласный запрет на личные эмоции распространится на все сферы жизни.
Правильный баланс может быть соблюдён тогда, когда работодатель старается создать тёплую рабочую атмосферу и при этом понимает, что у сотрудников есть жизнь вне работы, которая неизбежно влияет на их настроение. Не нужно класть всё на алтарь продуктивности, теряя при этом уважение к личной жизни сотрудников.
Необходимость изображать радость в течение длительного времени чревата проблемами с физическим и психическим здоровьем, начиная от депрессий и заканчивая заболеваниями сердечно‑сосудистой системы.
Нельзя стать счастливее, постоянно подавляя негативные эмоции.
Исследователи пришли к выводу, что натянутая дежурная улыбка портит настроение её обладателю и может даже привести к тому, что человек захочет бросить работу. Было также подмечено, что женщинам подавление негативных эмоций даётся тяжелее, чем мужчинам.
О пользе хмурых
В то время как позитив повышает продуктивность, раздражительность и скепсис тоже имеют массу преимуществ.
Недовольство является лёгким сигналом тревоги, который информирует нас о том, что мы столкнулись с незнакомой и потенциально проблематичной ситуацией. В результате мы подсознательно настораживаемся и сосредотачиваемся.
Сердитый человек склонен лучше различать сильные и слабые аргументы, чем нейтрально настроенный собеседник. Это происходит благодаря тому, что раздражение запускает механизмы аналитической обработки информации.
Лёгкое уныние порой делает нас аккуратнее и внимательнее к деталям. Упадок настроения стимулирует критическое мышление и коммуникативные навыки.
Злость может служить толчком к поиску нестандартных решений. В малых дозах гнев стимулирует креативность, и это происходит потому, что в злости заключено много энергии.
Однако всплеск креативности, спровоцированный злостью, не всегда оказывается долгим. Гнев — очень изматывающая эмоция. Поэтому разозлившиеся люди способны генерировать интересные идеи быстро, но недолго.
Девушка, улыбнитесь
Увы, гендерное неравенство распространяется и на право проявлять собственные эмоции. Мы часто видим угрюмых мужчин, занимающих высокие должности. А вот женщинам приходится балансировать на острие ножа.
С одной стороны, мало кто захочет доверять ответственную работу чересчур эмоциональной даме. Группа исследователей Мюнхенского технического университета выяснила, что женщины, излучающие чрезмерную жизнерадостность, реже получают высокие должности. С другой стороны, агрессивная непробиваемая карьеристка тоже вряд ли будет пользоваться успехом у коллектива, начальства и деловых партнёров.
Неприкрытая амбициозность и отказ быть «приятной в общении» — это роскошь, которую могут позволить себе немногие работающие женщины.
Женщины, которые подавляют свои истинные эмоции, нередко чувствуют себя несчастными. Такое особенно часто наблюдается у работниц сферы обслуживания и поддержки клиентов.
Усилия, которые женщины в этих сферах вынуждены тратить на контроль собственных эмоций ради того, чтобы создать у окружающих нужное настроение, называются эмоциональным трудом. По большому счёту это означает двойную работу: они не только технически выполняют свои обязанности, но и эксплуатируют свою женственность.
Бремя эмоционального труда лежит преимущественно на представительницах рабочего класса. Высококвалифицированным сотрудницам легче отвоевать себе право на угрюмость, чем женщинам, занятым в сфере обслуживания.
Игра в позитив не стоит свеч
Все сотрудники (а особенно женщины) выигрывают, когда их эмоциональное состояние не диктуется руководством и когда им не пытаются манипулировать ради выгоды компании.
Какие бы усилия ни прилагали руководители, чтобы настроить команду на позитив, в долгосрочной перспективе это никого не заставит работать быстрее и лучше. Угрюмый профессионал ничем не уступает весёлому профессионалу, и он уж точно ценнее довольного дилетанта.
Лучшие предложения
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаКак выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы
Внутренние убеждения и карьера: как справиться с мыслями, которые мешают достигать успехов