«Аватар: Путь воды». Получилось ли у Кэмерона сделать великий сиквел
Наконец состоялась долгожданная премьера картины «Аватар: Путь воды». Фильм, анонсированный ещё годы назад, вышел, чтобы вернуть зрителя на планету Пандора.
Первый «Аватар» появился на экранах в 2009 году и собрал почти 3 миллиарда долларов. Некоторое время сумма казалась недостижимой, пока «Мстители: Финал» не приблизился вплотную к рекордсмену.
Тем временем режиссёр Джеймс Кэмерон готовил продолжение культовой картины. Вторую часть «Аватара» ждали ещё в декабре 2014 года. С тех пор дату релиза двигали практически каждый год, а Джеймс Кэмерон объяснял, что хочет не просто снять большое кино — он делает две части одновременно. Пожалуй, только после выхода трейлера появилась уверенность в том, что фильм действительно снимали.
Бюджет картины оценивается в 250 миллионов долларов — Джеймс Кэмерон говорил, что на четыре части (со второй по пятую) заготовлен миллиард. В главных ролях всё те же Сэм Уортингтон («По соображениям совести»), Зои Салдана («Стражи Галактики»), Стивен Лэнг («Джонни Д»). Эпизодические роли достались Сигурни Уивер («Чужой») и Кейт Уинслет («Титаник»).
События картины «Аватар: Путь воды» разворачиваются спустя 10 с небольшим лет после окончания первой части. Джейк и Нейтири воспитывают троих своих детей, а также двух приёмных. Счастливая семейная жизнь заканчивается, когда на Пандору вновь нападают люди. Причём одна из их задач — ликвидация Джейка. Поэтому Джейк вместе с женой и детьми отправляется на незнакомые им территории Пандоры. Чтобы влиться в новый клан, они вынуждены войти в водный мир так же глубоко, как и в лесной. Но и вдали от дома их ждут опасности.
Хронометраж является проблемой
«Аватар: Путь воды» длится 3 часа 12 минут. Первая часть также не отличалась краткостью и шла 2 часа 42 минуты, но фильм оставался сбалансированным. Теперь вышло иначе.
Первый час уходит на краткий пересказ событий, которые произошли с конца «Аватара», а также завязку нового сюжета. Всё стройно и понятно: высокий темп повествования, яркие сцены, напоминающие зрителю о событиях первого фильма.
Идти в кинотеатр, не пересмотрев первую часть, не лучшая затея, многих героев можно и подзабыть.
Третий час фильма — сплошная экшен‑сцена, перебиваемая драматичными событиями. Это смесь боевика и классической голливудской драмы, и выполнена она на высочайшем уровне.
Главная проблема фильма — второй час. Знаменитые подводные сцены, которые анонсировали чуть ли не как главное достоинство «Аватара‑2», успевают надоесть несколько раз. Бесспорно, они красивые, но практически не отличаются друг от друга. Бесконечное тасование разных героев, опускающихся под воду, заставляет посматривать на часы.
Некоторые сцены раздражают из‑за того, что они просто копируют первую часть. Новый представитель на'ви хочет оседлать торука? Хорошо, он будет мучиться и почти погибнет, но сможет покорить могучее существо — всё как в первой части, но чуть короче. Тут же опытные герои хотят приручить водных существ, напоминающих летучих рыб, — и они делают это таким же образом, как и с торуками в первой части, никаких инноваций, зато трата времени. Возможно, в третьей части герои будут приручать носорогов или гигантских муравьёв примерно таким же методом — просто сменится фон.
Конечно, получилось красиво
Сцены в воде красивые, но, пожалуй, лучшие визуальные образы Кэмерон выстроил в темноте. В качестве освещения используется огонь или красное, предзакатное солнце. И эти эпизоды выглядят величественно — их мало, но каждый из них невероятен. Кэмерон задействует весь технический потенциал, поэтому приёмы постоянно меняются: от широкоугольной камеры с динамичным приближением и отдалением отдельных кусочков экрана до летающей камеры (скорость перемещений между событиями одной битвы колоссальная).
Хотя некоторые решения вызывают вопросы — не негатив, а именно заинтересованность. Есть сцены, в которых совмещены эпизоды с разной частотностью кадров. Иногда они просто врываются среди драки и выглядят инородно, но интересно. Проблема в том, что далеко не все киноэкраны способны передавать видео в полной мере, поэтому уследить за всеми ходами получится лишь у счастливчиков.
Вряд ли Джеймс Кэмерон когда‑то страдал от низкой самооценки, но во втором «Аватаре» он несколько раз признаётся в любви к себе. Визуальные отсылки на «Титаник» и «Терминатор» появляются в самый ответственный момент картины, и они доставляют отдельное удовольствие. Хорошо, когда можно просто вспомнить гениальную сцену, которую ты снял сам.
Предсказуемость губит интригу
Первые 2 часа фильма можно поделить на 10–12 сцен. Каждая из них — краткое пособие о том, что такое три акта. Например, герой хочет научиться долго плавать под водой. Сначала у него не получается, и над ним все смеются, затем он бросает самый сложный вызов и, едва не погибнув, добивается результата. По какой‑то причине Кэмерон решил наделить отдельные сцены своим финалом.
Именно поэтому второй час фильма скорее напоминает несколько короткометражек, объединённых одной вселенной, а не цельную картину.
Постепенно можно привыкнуть не только к очерёдности событий, но и к темпу, и тогда происходящее на экране станет не столько фильмом, сколько формулами. Из‑за этого рушится не только «магия кино», но и интрига: по первой минуте новой сцены можно понять, чем она закончится и когда это произойдёт.
Рушит интригу и сосредоточенность на экшене. Если у героя есть опции ударить, выстрелить и взорвать, то он поочерёдно выберет каждую — даже если в этом нет никакой логики.
Герои разочаровывают
Первое появление на экране каждого героя объясняет, чего от него ждать в дальнейшем. Злодеи всегда плохие с первого кадра, добряки великодушны с первой реплики. Можно легко предугадать и тех, кто сменит сторону конфликта. Для этого не нужно быть психологом — достаточно посмотреть 3–4 фильма за жизнь.
Внутренняя пустота героев ведёт к плохим диалогам. Можно угадывать и реплики, и эмоции, и шутки. С последним в «Аватаре» всё действительно плохо. Злодей Майлз Куоритч — пример антихаризматичного негодяя. И внешность, и «колкости», которые он отпускает через слово, выглядят слишком мелко. А ещё Джеймс Кэмерон не стесняется использовать героев, умерших в первой части, — к этому стоит привыкнуть в самом начале фильма.
Важно отметить, что если герои плоские, то их всё равно будет жалко — просто грустные сцены придумывали мастера, способные из готовки яичницы сделать драму.
Глубокие мысли искать не стоит
До премьеры Кэмерон говорил, что фильм расскажет о защите окружающей среды. Вряд ли это получилось — по крайней мере, первая часть убедительнее обвиняла человечество в том, что оно уничтожает всё, до чего дотягивается.
В новом «Аватаре» Кэмерон не копается в сложных материях. Месседжи в духе «Братва, не стреляйте друг в друга» и «Семья — это святое» тяжело назвать оригинальными, а реализованы они так, чтобы просто склеивать события между собой.
Нестыковки раздражают
Если в первой части земляне пришли на Пандору за великим источником энергии, который был неразрывно связан с лесом, то во второй части более важным полезным ископаемым оказывается другое вещество (связанное с морем). Учитывая то, что между фильмами прошло не так много лет, выглядит это странно.
Вскользь упоминается и то, что Пандора нужна людям из‑за того, что жить на Земле уже невозможно — нужно переселяться. Да, Кэмерон выводит на первый план другие сюжеты и вопросы, но такие вещи портят впечатление.
Вероятное продолжение пугает
Кэмерон не волшебник хотя бы потому, что творит по холодному расчёту, а не наитию. Ещё до премьеры он наговорил достаточно, чтобы относиться к его новой картине негативно. Например, он вполне спокойно объясняет, что сценарии и съёмки выстроены так, что при провале второй части третья станет последней — а в случае успеха зрителей ждёт пять частей. Кстати, провал в прокате стал бы неким симптомом, что с современным зрителем что‑то не так — это также слова Кэмерона.
В конце фильма случился совсем нелепый эпизод, намекающий на вероятное развитие событий следующей части. Хочется верить, что это игра с ожиданиями, а не настолько банальный намёк.
«Аватар: Путь воды» — неплохой сиквел, но отнюдь не «Терминатор‑2». Конечно, Джеймс Кэмерон — гений. Конечно, «Аватар: Путь воды» — громкое и важное кино. Однако кажется, что если бы Кэмерон чуть меньше думал о том, какой он гений, то новый «Аватар» был бы ещё лучше. Невероятный визуальный ряд оказался фоном для скучных разговоров, а желание выжать максимум экшена из любой ситуации превращает фильм в видеоигру. Попытки отыскать в картине что‑то глубокое кажутся нелепыми — под всеми взрывами и выстрелами прячут самые простые истины, которые банально склеивают сюжет. Впрочем, у Кэмерона ещё есть время показать Пандору с новой стороны — возможно, продолжение даже не придётся ждать 13 лет.
Лучшие предложения
Надо брать: USB‑концентратор Orico за 1 717 рублей
16 уютных худи и свитшотов, которые согреют зимой
Выгодно: робот‑пылесос Dreame D10 Plus за 23 431 рубль
Цена дня: смартфон realme Note 60 за 8 920 рублей
15 магазинов, в которые стоит заглянуть во время «чёрной пятницы»
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
РекламаКак усыновить ребёнка: пошаговый план
«Живу свою вторую жизнь»: истории карьерных поворотов, которые привели в IT
Foodtech Tour: 3 факта о митапах от Еком-сервисов Яндекса