«Астрал. Медиум» — детектив-хоррор с мрачной атмосферой, который стоит посмотреть
28 ноября в российский прокат выходит хоррор «Астрал. Медиум» — вторая режиссёрская работа Дэмиена Мак-Карти. В 2020 году он выпустил небольшой авторский ужастик «Предостережения» (Caveat), который получил высокие оценки от критиков — 83% положительных отзывов на Rotten Tomatoes, что очень круто для недорогого дебюта.
Теперь же Мак-Карти вернулся с новым фильмом, снятым по собственному сценарию и тоже довольно камерным. Но на сей раз он добавил в историю ещё больше детектива и личной драмы. В российском прокате фильм назвали «Астрал. Медиум», хотя в реальности всё проще: Oddity, то есть «Странность». Оригинальный заголовок намного лучше подходит картине, ведь в сумме получился тревожный хоррор, который пугает не столько скримерами, сколько своей неуютной атмосферой.
О чём фильм
Супруги Дани (Кэролин Брэкен) и Тэд (Гвилим Ли) переезжают в загородный дом: он выглядит холодным и неуютным, ещё и мобильная связь ловит только в одном углу на втором этаже. Жена берётся за ремонт, пока муж работает в психиатрической клинике. Однажды ночью, пока Тэд на дежурстве, к дому Дани приходит пациент его клиники. После этого женщину находят забитой насмерть.
Через год Дарси — слепая сестра-близнец погибшей (играет та же Кэролин Брэкен) — приезжает в дом Тэда, где тот уже начинает новую жизнь с возлюбленной Яной. Гостья уверена, что убийцей назвали не того человека. И она может это доказать, ведь Дарси верит, что способна общаться с духами и «читать» предметы.
Сюжет смешивает детектив и мистику
Завязка картины подкидывает забавный обман. Всё начинается как классический ужастик про дом с привидениями: пара переезжает на новое место, в доме стоит фотоаппарат, который постоянно снимает. Кажется, скоро им придётся бороться с каким-то злобным призраком, а поможет, конечно, сестра, которую все считают странной.
Но после вступления картина совершает крутой поворот к реализму и заставляет гадать: планирует ли автор пугать зрителей мистикой или же превратит всё в рациональный детектив? Это отчасти выглядит противоположностью нашумевшему «Собирателю душ», где вполне традиционный триллер внезапно уходит в плоскость сверхъестественного и оставляет часть событий без объяснений.
Мак-Карти поступает осторожней, балансируя между двумя жанрами. Основное действие построено скорее на тревожном общении трёх главных участников событий: Тэда, Дарси и Яны. Причём последняя вообще не очень понимает, что происходит, и открывает для себя всё больше странностей. Она находит фотоаппарат Дани, а потом теряет ключи от машины — или кто-то их специально прячет? Жених в это время просто сбегает на работу.
Строго говоря, об истинном положении вещей догадаться не так трудно. Скорее интересно, как именно всё произошло и какой будет развязка истории. Долгое время непонятно, действительно ли Дарси обладает каким-то даром или она просто странный человек, живущий в своём мире. Однако необычные события в доме происходят и без её участия.
«Астрал. Медиум» напоминает готический хоррор
Всё-таки идея переезда в холодный каменный дом не просто обманка. Обстановка в фильме не менее важна, чем повороты сюжета. Можно даже предположить, что будь у Дэмиена Мак-Карти больше денег на съёмки, он бы превратил жилище героев в огромный готический особняк.
В «Багровом пике» Гильермо дель Торо жуткие звуки и скрипы, которые слышались в старом доме, создавали важную часть атмосферы. Они пугали не только героиню, но и зрителей. «Медиум» упрощает это до относительно реалистичной обстановки, знакомой каждому, кто останавливался в старых домах. Здесь постоянно шумит ветер, мало света и что-то скрипит — звуки в этом фильме зачастую заменяют саундтрек.
В то же время в кадре находится слепая героиня в светлой одежде, которая по имиджу чем-то напоминает некоторые роли Тильды Суинтон. Вдобавок к этому на протяжении значительной части сюжета посреди комнаты сидит жуткий макет человека в полный рост. Какую роль он сыграет в итоге? Пойдёт всех убивать или просто останется элементом обстановки?
При этом Мак-Карти довольно редко использует скримеры — хотя когда они есть, то работают правильно. Он скорее постоянно создаёт неуютную атмосферу, которая складывается из дискомфортных звуков, странных разговоров и нелюбви персонажей друг к другу.
А если и этого мало, происходящее регулярно перебивается сценами из психиатрической лечебницы. Особенно пугает персонаж в маске, которого всегда показывают со спины.
В итоге получается, что режиссёр минимальными средствами воплощает на экране традиционный готический хоррор с жуткими домами, медиумами и безумными пациентами. Только делает это в более современной атмосфере.
В основе лежит чисто человеческая история
Но самое любопытное, что, если отбросить из фильма всю загадочность и сверхъестественные элементы, он всё равно останется интересной разговорной драмой. Ведь в основе лежат недосказанность в отношениях и чувство утраты.
Конечно, брать одну и ту же актрису на две роли — классический и даже пошловатый ход. Но у Кэролин Брэкен получилось показать два настолько разных образа, что поначалу приходится подсмотреть в «Википедии» — это точно один человек? Но такой приём даёт ощущение реальной трагедии: энергичная и открытая Дани мертва, а замкнутая Дарси то ли не может смириться с потерей, то ли действительно понимает, что здесь что-то не так.
Финальный монолог героини и вовсе оказывается слишком реалистичным. Если бы не криминальный подтекст, можно было бы сказать, что он даже знаком многим. При этом забавно, что Яна в итоге оказывается формально ненужным персонажем, но это лишь подчёркивает мрачность происходящего.
Конечно, «Астрал. Медиум» даже не претендует на какие-то прорывы в жанре. В его сюжете можно найти множество отсылок к классике мистики и хорроров. Но Дэмиен Мак-Карти снял очень атмосферное камерное кино, которое цепляет своей мрачной атмосферой.
Фильм длится всего полтора часа, история развивается быстро, так что времени скучать не остаётся. Неплохой пример прямолинейного ужастика на вечер.
Станьте первым, кто оставит комментарий