Почему «Астрал 5: Красная дверь» просто эксплуатирует франшизу и прикидывается хоррором
«Астрал» — одна из самых успешных хоррор‑франшиз современности. После первых двух частей авторы повели историю в прошлое, выпустив два приквела. Пятый фильм является прямым продолжением второй части.
Кресло режиссёра занял Патрик Уилсон — для него это дебют. Сценарий написал Скотт Тимс («Хэллоуин убивает»). Тай Симпкинс, Роуз Бирн, Патрик Уилсон и другие вернулись к своим ролям из прошлых частей.
События пятого «Астрала» развиваются спустя 9 лет после событий фильма «Астрал‑2». Под влиянием гипноза Джош и Далтон, отец и сын, забыли, как в них вселялись всяческие духи. Однако после смерти матери Джоша герои постепенно начинают подозревать, что с ними происходило что‑то странное. В то же время им не удаётся выстроить доверительные отношения. По отдельности они пытаются выяснить, почему они не помнят часть жизни, в чём замешана их семья и что за странные видения приходят к ним спустя годы.
Медленно и предсказуемо
В начале фильма кажется, что пятая часть продолжает вторую, что само по себе нормально. Однако со временем становится понятно, что это скорее ремикс, чем продолжение. Берём те же события, крутим их под разными ракурсами, делаем новые выводы.
И отец, и сын не помнят, что произошло во второй части. Но зритель‑то помнит. Из‑за этого приходится смотреть, как два человека натужно вспоминают то, о чём вы знаете. Как будто ваш друг с похмелья начинает подозревать, что гонялся за вами с огнетушителем. Процесс вспоминания не только скучный, но и медленный — всё потому, что отец и сын проводят свои «расследования» по отдельности, приходя к одним и тем же выводам.
Представьте «Омен», который раскрывают с двух сюжетных линий — с потерей динамики и яркости, и получится пятый «Астрал».
Отсутствие интересных задумок превращает «Астрал‑5» в совершенно пресное и предсказуемое кино, даже будничное. С таким же интересом можно смотреть, как поднимается лифт или кипит чайник.
Отсутствие творчества
О том, что «Астрал‑5» стал режиссёрским дебютом Патрика Уилсона, не удаётся забыть на протяжении всего фильма. Актёр решил совсем ничего не придумывать. Он берёт идеи и приёмы, свойственные прошлым частям (да и мейнстримным хоррорам как таковым), и просто смешивает их. Возможно, именно так должна выглядеть выпускная работа отличника киношколы. Правда, выпускники киношкол снимают за копейки, да и в кинотеатрах свои творения не показывают.
Кадр из фильма «Астрал 5: Красная дверь»
Все причастные к фильму, от операторов до художников, просто выполняют рутинную работу. Зритель может угадывать следующие кадры, ракурсы. Предсказывать скримеры ещё проще. Стало тихо и темно? Ну всё, жди бабайку.
Бабайки, кстати, выглядят одинаково — это люди с кровью на лице, ничего другого не заготовлено. Будто гримёры «Ходячих мертвецов» пришли с оставшимся реквизитом.
Устарелость
Первый «Астрал» вышел в 2010 году — на секундочку, тогда свежим хитом была песня Kesha «Tik Tok». Прошло 13 лет. Термин пост‑хорроры уже никого не смущает, Ари Астер стал звездой, а Джордан Пил успел поднадоесть. И тут авторы «Астрала» делают вид, что никаких 13 лет на было. В новом фильме нет ни саморефлексии, ни попытки уйти от штампов, ни желания проявлять оригинальность.
Учитывая семейные проблемы, а также связи с загробным миром, «Астрал» легко сравнивать с «Реинкарнацией» Ари Астера. И тут просто невозможно представить человека, которому больше понравится «Астрал». В одном случае люди творят и стараются, в другом — доят франшизу.
На восприятие фильма влияет и то, что индустрия хорроров максимально динамичная, в ней постоянно возникает что‑то новое.
Из‑за этого новый «Астрал» выглядит как старик, который хвастается Nokia с фонариком.
Особенно когда в тысячный раз показывает размытую фигуру человека на заднем плане, чтобы потом она исчезла, — ну жуть, ну напугали!
Но «Астрал» можно сравнивать не только с модными постхоррорами, но и похожими сериями. Тот же Патрик Уилсон играет ещё и в «Заклятии» — во многом более вычурной, но смелой франшизе, которая не стесняется использовать столько штампов, сколько влезет. Ну или взять «X» — казалось бы дефолтный хоррор, но в нём есть жизнь и желание поэкспериментировать. Но «Астрал 5» не хочет брать штампы, которых не было в предыдущих четырёх частях, а потому просто повторяет сам себя.
Ненавистники модных пост‑хорроров любят ругать их за то, что они не пугают. Но если всерьёз говорить о страхе, то «Астрал 5» — совершенно импотентное кино. Когда сценаристы засовывают Патрика Уилсона в МРТ, то как бы намекают, что сейчас напугают так, что зритель ходить не сможет, а потом начинается скучная затянутая сцена с идиотскими скримерами. Ууу, страшно. «Астрал» скорее семейная драма со скримерами, чем фильм ужасов.
Кадр из фильма «Астрал 5: Красная дверь»
«Астрал 5» — логичное завершение франшизы. Невозможно раз в два года снимать один и тот же фильм, меняя лишь расположение скримеров, когда‑нибудь придётся заканчивать. Планируется выход спин‑оффа, но шестой части не будет. Спасибо «Астралу» за то, что был в 2010 году, но лучше бы он там и оставался. Как и Kesha.
Лучшие предложения
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
12 пар утеплённых кроссовок, в которых будет комфортно зимой
Надо брать: набор инструментов Deli всего за 1 552 рубля
Цена дня: термос Feijian за 1 656 рублей
Отличные вертикальные пылесосы, которые стоит купить в 2024 году
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Hoff, ZRN Man и других магазинов
10 утяжелённых одеял для комфортного и спокойного сна
Цена дня: беспроводной пылесос Dreame Trouver J10 за 4 983 рубля
Рак: почему возникает и как лечится. Гид, который будет полезен всем
Внутренние убеждения и карьера: как справиться с мыслями, которые мешают достигать успехов
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы