В конце июля на TechCrunch вышла статья журналиста Квинтона Уолла о «революции» в мире мобильных приложений. По мнению автора, наступает эпоха «свободных рук», которую принесет с собой «интернет вещей». Интересный комментарий к статье опубликовал на своей странице в Facebook* известный российский предприниматель и инвестор Аркадий Морейнис. «МакРадар» связался с Аркадием и обсудил, что же на самом деле ждет мобильные приложения в будущем.
Правда ли, что ваш первый бизнес был связан с поставками и разработкой ПО для компьютеров Apple?
Да, я занимался разработками под Mac. С этого я начинал свою трудовую деятельность. Во-первых, по контракту с Apple я руководил локализацией первой русскоязычной операционной системы Mac. Это была версия, если я не ошибаюсь, Mac System 6.0.7 (Привычное название Mac OS X появилось в 2001 году. — Прим. ред.). И после этого мы еще в течение нескольких лет переводили документацию для компьютеров Apple. Во-вторых, я занимался программированием, и так получилось, что одна из программ какими-то странными путями попала в США, и одна из американских компаний купила у меня эту программу. Она называлась Talker и передавала голос по локальной сети. На вырученные деньги я создал компанию Macsimum, которая занималась разработкой ПО для Mac и продажей техники Apple в России. Именно на нашем стенде на одной из выставок Comtek появился слоган, который я придумал: «Хорошую вещь „писюком“ не назовут».
А почему перестали заниматься продажами техники Apple?
Ну, дилерский бизнес в стиле box moving оказался не для меня. А что касается разработки ПО, в то время не было еще такого количества компьютеров Mac, чтобы на это можно было прожить. К тому же был период, когда мне пришлось вернуться на PC, потому что компьютеры Mac стали слишком медленными, слишком дорогими и тупо проигрывали PC. Но когда Джобс вернулся в Apple (1997 г. — Прим. ред.), то все изменилось. Я вернулся на Mac, когда в 2006 году появился черный MacBook.
И после этого появилась знаменитая «лемма Морейниса» об однонаправленности перехода с PC на Mac?
Она появилась давно, мой временный переход на PC и обратно — это доказательство того, что, хоть и в долговременной перспективе, она работает. Если вы читали книгу Евгения Бутмана «Ретейл от первого лица» (Евгений Бутман — основатель компании Re:Store. — Прим. ред.), то как раз в первой главе он упоминает эту лемму: «С PC на Mac переходят многие, обратно — никто».
Поводом для нашей беседы стала статья в TechCrunch, где автор Квинтон Уолл поднял интересную тему «смерти» мобильных приложений в том виде, к которому мы все привыкли. Как бы вы прокомментировали это утверждение?
На самом деле в последние 5–7 лет индустрия приложений только появилась. Это был этап революции, когда люди связывали свои надежды именно с форматом мобильных приложений. Многие думали, что достаточно сделать крутое мобильное приложение и победить. И поэтому речь идет, скорее всего, о том, что вот эта эйфория и революционность уже «притухли» и мы возвращаемся к истокам. А истоки таковы, что дело не в мобильном приложении как таковом, дело в сервисе, который ты продвигаешь. И в этом смысле мобильное приложение - один из каналов использования этого сервиса.
Но все утверждают, что мобайл в ближайшие годы победит. Что вы думаете по поводу популярной идеи mobile first?
Давайте все разложим по полочкам. Во-первых, mobile - это не только и не столько мобильные приложения. Это, вообще говоря, использование сервисов с мобильных устройств. Например, через мобильный браузер. И это вполне себе обычный паттерн. Есть некая иллюзия, что если ты ориентируешься на мобильных юзеров, то тебе обязательно надо делать мобильное приложение. Это не всегда так, потому что подавляющее число мобильных юзеров используют 3–5 мобильных приложений на постоянной основе. Это означает, что если вы хотите чего-то достичь своим приложением, то вам надо суметь попасть на первый экран смартфона. Среди миллиона приложений в App Store реально используются около 1%.
Во-вторых, действительно, люди стали часто и много использовать мобильные телефоны для доступа к сервисам. Это явно заметно. Паттерн у таких людей довольно специфический - это как онанизмом заниматься. Вот им руки девать некуда в пробках, в очередях, в разговорах — и они все время что-то делают в мобильнике. На самом деле они ничего содержательного не делают, браузят Facebook*, Instagram*. Это тоже надо учитывать.
На darkside.vc вы пишете, что готовы как инвестор вкладываться в мобильные приложения, но возникает вопрос: в какие приложения, с учетом того, что мы как раз сейчас обсуждаем тему их «смерти»?
Здесь у вас путаница в понятиях. Суть не в формате одного из каналов общения с потребителями. В первую очередь человек должен придумать сервис как продукт. Который, как он считает, нужен людям, и они будут за него платить. А как продукт будет доставляться людям - через мобильное приложение, сайт или даже call-центр - это уже инструментарий. Никогда не надо ставить телегу впереди лошади. Заниматься только мобильным приложением имеет смысл с играми, но там своя специфика.
Как изменились за последние годы стартаперы в области приложений? Они по-прежнему думают, что достаточно выпустить крутое приложение — и весь мир у них в кармане?
Я вспоминаю принцип неопределенности Гейзенберга, который гласит, что инструмент наблюдения влияет на результат. Если раньше я сам приходил к стартаперам, то есть проводил мероприятия, создавал стартап-конвенты, приглашал экспертов, то сейчас я работаю по-другому. Я говорю им, что не надо высылать мне на почту бизнес-планы, экселевские таблички и так далее. Если вам хочется что-то мне рассказать, то приходите ко мне во вторник в коворкинг «Хорошая республика» и глаза в глаза расскажите о том, что вы хотите делать. Как ни смешно, это офигенный фильтр, который отсекает большое количество людей из категории «у меня есть крутая идея для нового приложения». Многие из них относятся к ленивым людям, которым неохота никуда идти, им проще сидеть и ждать волшебника на голубом вертолете, который прилетит и даст им инвестиции. Этот фильтр отсек категорию ленивых людей и стал привлекать, скажем так, людей более прагматичных.
Многие считают, что появление устройств типа Apple Watch знаменует собой новую эпоху носимых гаджетов. Но подход к приложениям для них - старый. Что вы думаете по этому поводу?
Apple Watch - это не первые «умные» часы, которые появились на рынке. В этом смысле подход старый, так как это не iPhone, который появился в 2007 году в новом форм-факторе, с App Store и так далее. Не знаю, насколько это перспективно. Я лично два раза заставлял себя использовать «умные» часы. Это было мучительно. Через неделю я их откладывал. Я пока не вижу в них «киллер-фичу», которая бы изменила мир. Обычно новое приходит оттуда, откуда не ждешь. Ну кто в начале 2000-х годов мог знать, что появится Facebook*, в котором сейчас уже свыше миллиарда людей? В этом смысле история с носимыми гаджетами точно такая же. На 99,99% «киллер-фича» будет такой, о которой мы сейчас не подозреваем.
А «интернет вещей», с моей точки зрения, — это не внедрение интернета в каждый «утюг», а наполнение смыслами реальной жизни людей. Как раз в статье говорится об этом, что дело не в мобильных приложениях, а в наличии сервисов, которые удовлетворяют твои потребности.
Недавно BMW анонсировала систему, которая позволит автомобилю предугадывать переключение светофора. Это как пример «интернета вещей», который будет помогать в реальной жизни.
Пример интересный, но это скорее развитие технологий, которые задумывались уже давно. В свое время была научно-познавательная книжная серия «Эврика». И одна из книг называлась «Мне нужен автомобиль». И там как раз конструктор автомобиля рассказывал о том, что ждет автомобиль в будущем. Это книжка 1967 года. И я как сейчас помню историю о том, что автомобиль будущего будет предугадывать переключение светофоров, притормаживая или, наоборот, ускоряясь. Вот, условно говоря, технологии только сейчас позволили внедрить такую систему, потому что возникла реальная потребность.
И последний вопрос. Вы, как опытный предприниматель и инвестор, какие бы дали советы разработчикам приложений?
Совет номер один - забыть, что вы разработчик мобильных приложений. Второе - то, что вы хотите делать, должно быть связано с реальными потребностями людей, с тем, что они уже хотят или могут захотеть от нового сервиса. Третье - проверить, есть ли у людей действительно потребность в вашем сервисе. Четвертое - выяснить, готовы ли они платить за ваш сервис. И уже затем последний вопрос - а нужно ли для этого делать мобильное приложение? Вот и все.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий