Как умение проводить аналогии помогло компаниям Ford и Apple достичь небывалых высот
Аналогии наполняют нашу жизнь, но мы так привыкли к ним, что не замечаем этого. Когда-то словосочетание «рабочий стол» означало только реальный стол, за которым человек работает, а теперь оно сразу ассоциируется с компьютером. Аналогии помогают по-другому взглянуть на вещи и найти решение там, где никто не стал бы его искать. Вот две истории всемирно известных компаний Ford и Apple, которые обязаны своим ростом умению проводить аналогии.
По мнению Джона Поллака, автора речей Билла Клинтона и книги Shortcut, глупо не использовать такой мощный инструмент, как проведение аналогий. Поллак считает, что «инстинкт аналогий» — возможность видеть, что одни вещи схожи с другими — лежит в основе инноваций и продаж.
Аналогии — это живая плоть любого бизнеса.
От автомобиля Ford Model T до компьютера Macintosh — все эти нововведения обязаны своим существованием аналогиям. Но прежде чем мы расскажем истории известных компаний, давайте разберёмся, для чего нужны аналогии.
Превращаем чуждое и странное в знакомое
Вот неплохое определение от Поллака:
Аналогии — это сравнение предметов, которое предполагает наличие каких-либо общих черт между ними, скрытых или явных.
Аналоги могут принимать разные формы. Аналогом может быть одно слово, а может и целая история, особенно если в ней есть мораль, внушающая слушателям какой-то абстрактный принцип.
Мы применяем аналогии, чтобы использовать информацию, поступающую из внешнего мира, для принятия решения. Мы получаем новые данные, сравниваем их с тем, что мы уже знаем, ищем упрощения и стараемся сделать выводы, основываясь на своём опыте.
Джон Поллак
Другими словами, мы используем аналогии, чтобы упростить чуждые и непривычные предметы, найти в них похожие черты со знакомыми нам объектами и использовать по назначению.
Так что все мы в какой-то степени мыслим аналогиями. Но некоторые гении бизнеса достигли небывалых высот именно за счёт сильного импульса аналогий.
О Ford и мясе
В 1913 году Ford Motor Company являлась амбициозной компанией с десятилетним стажем работы, однако в то время она практически не влияла на жизнь американцев.
У компании была отличная цель — производить две сотни двигателей в день, но сам процесс производства не позволял этого добиться. В то время рабочие доставали детали двигателей из разных помещений и перекатывали их на тележках.
И вот однажды Билл Кланн, сотрудник компании Ford, в прошлом работник трамвайной компании, кузницы, механического цеха и судостроения, отправился на ознакомительную экскурсию на скотобойню в Чикаго.
Там он увидел, как можно увеличить производительность за счёт автоматизации: туши животных передвигались по конвейеру в подвешенных тележках, а мясники выполняли определённые задачи по мере поступления туш.
Пока Кланн наблюдал за этой кровавой симфонией движения, он сравнил разделывание туш со сборкой двигателей. Кланн понял, что, перенеся сборочный конвейер на завод Ford, можно ускорить производство и снизить цену товара.
После возвращения Кланн предложил эту идею своему начальнику: «Если они могут таким образом убивать свиней, мы сможем так же собирать машины».
Сначала его босс не согласился. Что может быть более далёким друг от друга, чем плоть и механизмы? Но Кланн настаивал, что это одно и то же.
В итоге идею Кланна воплотили, дополнив цеха движущимися сборочными линиями. За счёт этого продуктивность значительно возросла, и на рынок вышла более доступная модель «Ти» (Model T). Цена сократилась с 575 до 280 долларов, а компания Ford за считанные годы удвоила свою долю рынка.
Кланн увидел аналогию сквозь поверхностные различия двух производств — разделки туш и сборки машин. В сердце обоих процессов лежит ожидание материала перед его использованием.
Джон Поллак
После успеха Ford прошло совсем немного времени, прежде чем другие компании начали внедрять конвейеры и получать высокие доходы практически в любых областях.
Стив Джобс — мастер аналогий
Аналогии работают, потому что они делают незнакомое знакомым, помогают разуму ориентироваться на незнакомой местности, сделав её похожей на ту местность, которую мы уже знаем.
В связи с этим одержимость Стива Джобса дружественным интерфейсом была продиктована именно аналогиями. Компания Apple смогла завоевать признание общественности, делая виртуальный мир, незнакомый пользователям, похожим на физический мир, в котором все хорошо ориентируются.
Одна из основных аналогий Apple — компьютерный рабочий стол — настолько распространена, что мы забыли, что это аналогия. Она потребовалась, чтобы приучить людей использовать графический интерфейс Macintosh так же просто, как они использовали нечто реальное и знакомое — свой физический стол.
Вы можете написать что-то на бумаге, сохранить написанное и позже перечитать это, и то же самое можно сделать в электронном документе. В реальности вы можете хранить документы и фотографии в папке, и то же самое можно делать в папках на десктопе.
Вы можете перекладывать папки на столе — можно упорядочить их и на компьютере. То, что вы видите на экране компьютера, соответствует тому, что вы знаете в реальности.
Сейчас эти аналогии стали для нас настолько очевидны и привычны, что такой разбор может вызвать улыбку. Но в 1984 году это было совсем не так. И инстинкт аналогий Стива Джобса стал основной причиной успеха компании Apple.
Как получить больше от аналогий
Если у вас нет инстинкта аналогий, вполне можно развить его самостоятельно. Аналогии можно найти везде, и вы можете потренироваться, например, во время чтения статей.
Действительно важно обращать внимание на язык, который мы используем. Умение приблизить знакомое и привычное понятие — это важная часть искусства проведения аналогий.
Джон Поллак
Ещё один способ прокачаться в аналогиях — тренироваться замечать соответствия вещей, а для этого необходимо постоянно обогащать свой опыт. Скорее всего, Кланн увидел соответствия между производством мяса и двигателей потому, что до этого он успел поработать в разных областях промышленности и не видел большой разницы между многими процессами производства.
Исследовать, больше читать, путешествовать — увеличивая собственный опыт, а также применяя опыт людей, с которыми вы работаете, можно стать мастером аналогий.
Самые нестандартные и творческие решения рождаются благодаря смешению разных источников информации. Чем больше деталек конструктора Lego у вас есть, тем больше возможностей создать что-то новое и невероятное.
А вы применяете аналогии в своём бизнесе?
Станьте первым, кто оставит комментарий