«Аллея кошмаров» оказалась не фильмом ужасов, а драмой. Атмосферной, но очень затянутой
20 января на российские экраны вышел новый фильм «Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо. Мексиканский режиссёр, сценарист и продюсер завоевал себе славу главного поставщика разной экранной жути и при этом обладателя уникального почерка. Его «Лабиринт фавна» стал культовым, а «Форма воды» о любви женщины и амфибии получила четыре «Оскара».
Новый фильм мастера фанаты ждали с особым нетерпением, ведь в нём снялась целая плеяда известных актёров, среди которых Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Тони Коллетт, Уиллем Дефо и Руни Мара.
Причём многие почему-то думали, что увидят красивый хоррор, близкий эстетике «Багрового пика». Но ничего такого в фильме и в помине нет (если только не считать ужасами простреленное ухо). К слову, даже сцены насилия, типичные для Гильермо, здесь поданы максимально аккуратно и дозированно. И справедливее было бы определить жанр «Аллеи кошмаров» как драму с элементами триллера.
В основе ленты — одноимённый роман Уильяма Линзи Грэшема, который уже экранизировали в 1947 году. Британский режиссёр Эдмунд Гулдинг тогда снял по мотивам книги образцовый фильм-нуар. Он провалился в прокате, но в итоге стал классикой.
Неоправданно длинный хронометраж и затянутая экспозиция
США, конец 1930-х годов. Обаятельный пройдоха Стэн Карлайл устраивается работать в бродячий цирк. Там он становится помощником ясновидящей Зины Крамбейн и учится у её мужа Пита искусству «чтения» чужих мыслей. Вскоре герой решает, что слишком талантлив для работы на ярмарке, и вместе с возлюбленной — иллюзионисткой Молли — уезжает покорять большой город.
Вместе они дурачат людей в салонах с помощью вербальной системы знаков, разработанной Питом. Это приносит неплохой доход, но Стэну мало. Ему приходит идея убеждать богачей, что он способен входить в контакт с их умершими родственниками. Для этого он пользуется подсказками психоаналитика Лилит Риттер — роковой женщины, собравшей досье на всех состоятельных людей города.
Однажды к Карлайлу обращается миллионер, желающий пообщаться с покойной женой. Лилит предупреждает подельника, что тот затеял опасную игру и расплата в случае провала будет суровой. Но Стэна уже ничто не может остановить.
Основная проблема фильма, конечно же, в том, что он слишком длинный. Картина идёт 2,5 часа, и это решение кажется не совсем оправданным. Ведь некоторые из «чеховских ружей» даже не стреляют, а без ряда сцен можно было бы спокойно обойтись.
Прямо сейчас вернитесь к первому абзацу в описании синопсиса и перечитайте. Суть укладывается в несколько предложений, но у режиссёра на экспозицию уходит примерно час, если не больше. И только потом начинают развиваться основные события.
Из-за этого «Аллея кошмаров» как бы разваливается на две разных картины: ленту о бродячем цирке и классический фильм-нуар. Создаётся впечатление, будто смотришь два тайтла за раз, не переключая. И от такого устанет даже самый неутомимый зритель. Из-за этого, несмотря на шикарный визуал, в какой-то момент накатывает скука.
Эстетика нуара и актёры в рамках своих образов
Но всё же надо признать, что «Аллея кошмаров» — один из самых красивых детективов последних лет. Именно визуальная сторона фильма удерживает на себе внимание, особенно в первой трети. Да и как может быть иначе, когда каждый кадр пронизан мрачным романтизмом и изяществом.
Гильермо дель Торо использует чёткую жанровую формулу нуара. Все составляющие криминальной драмы 1940–1950-х годов на месте: безрассудный главный герой, мучимый флешбэками из прошлого, femme fatale, утончённая работа со светом. Одним словом, фильм выглядит так, словно режиссёру золотого века Голливуда дали все современные технические возможности.
Известные лица в кадре тоже не дают заскучать, хотя почти все актёры остаются в рамках своего амплуа — в этом плане сюрпризов для зрителей не приготовили. Уиллем Дефо играет эксцентричную и немного пугающую личность, Кейт Бланшетт — изысканную роковую женщину, Руни Мара — невинную девушку с оленьими глазами.
Только один Брэдли Купер выпадает из этого ряда. Во-первых, у него просто нет сложившегося архетипического образа, в котором его легко можно было бы представить. А во-вторых, персонаж написан так, что его мог бы сыграть любой известный актёр. Заметим: изначально на роль хотели взять Леонардо ДиКаприо, но компания не смогла с ним договориться.
Тема фатализма и потерянный смысл названия
Многие критики пишут, что на этот раз Гильермо дель Торо создал совершенно реалистичную историю без выдуманных существ и тому подобного. Но это не совсем так. Ленту пронизывает мистическая тема предопределённости судьбы, а сюжет изящно закольцовывается, заканчиваясь тем же, с чего начинался.
Ключевым моментом, предопределяющим трагический финал, становится предсказание Зины Крамбейн в исполнении Тони Коллетт. Кстати, интересно, что образ актрисы странным образом перекликается с её же ролью в авторском хорроре «Реинкарнация», где тема предрешённости и фатализма также выходила на первый план.
Получается, что основная идея картины — невозможность противостоять деструктивной силе судьбы. Но при этом очень странно, что в экранизации оказался потерян ключевой образ, который и дал название произведению. В оригинале герою снился навязчивый сон о тёмной улице, в конце которой что-то светилось. И эту очевидную метафору Гильермо дель Торо почему-то решил обойти.
«Аллея кошмаров» — это невероятно красивые 2,5 часа, которые тем не менее не так просто выдержать. Режиссёр будто слишком увлёкся и сосредоточился только на визуальной стороне картины. Из-за этого сюжет, особенно в начале, провисает. Причём до такой степени, что в первой трети зритель просто не понимает, к чему всё это идёт.
Возможно, поклонникам Гильермо придётся немного опустить планку ожиданий: смотреть «Аллею кошмаров» может быть чуть-чуть скучно. Но всё же стоит дать ленте шанс, дождавшись развития событий. Ведь ближе к финалу действие станет значительно бодрее и интереснее.
Станьте первым, кто оставит комментарий