10 форматов контента, которые все полюбили в 2020-м (и вы полюбите!)
1. Интерактивный лонгрид
Обычный лонгрид, то есть большой журналистский текст, — распространённый формат для многих онлайн‑изданий. А вот интерактивный встречается нечасто. Такой лонгрид отличается сложной вёрсткой и большим количеством мультимедийных вставок: видео, фотогалерей, аудиофайлов, инфографики.
Стартовой точкой в истории интерактивного лонгрида принято считать вышедший в 2012 году материал The New York Times о 16 сноубордистах и лыжниках, оказавшихся в снежной ловушке. Текст поделён на шесть объёмных глав и проиллюстрирован видео, инфографикой, фото и профайлами героев материала.
Интерактивные лонгриды используются нечасто, потому что на их создание уходит много времени и ресурсов. Нередко над таким материалом работает несколько авторов, редакторов, дизайнеров и верстальщиков. Зато финальный результат выглядит эффектно и необычно.
Ещё одна отличительная черта интерактивного лонгрида — вовлечённость (об этом говорит само название формата). Читатель может сам:
- выбирать, какой фрагмент лонгрида прочитать сначала, а какой позже, как в материале «Дни затмения» от Lenta.ru;
- решать, какой мультимедийный фрагмент смотреть, а какой пропустить, как в «Земле отчуждения» от издания «Коммерсантъ»;
- развивать историю с помощью скролла, как в интервью рэпера Дэнни Брауна для Complex или интервью музыканта Мака Де‑Марко для Pitchfork.
2. Instagram*‑гайд
Нет, речь пойдёт не о инфопродуктах от инфлюенсеров и не о постах с красивыми местами Парижа или Москвы. А о совершенно новом формате, который пока встречается очень редко.
Instagram‑гайд («путеводитель») — подборка публикаций на одну тему, сформированная как цельный материал и дополненная текстовыми вставками. В аккаунте гайды попадают в отдельную вкладку, рядом с IGTV.
Сеть Instagram* запустила формат в мае 2020 года специально для проверенных аккаунтов, посвящённых ментальному здоровью. В разгар пандемии и режима самоизоляции это должно было помочь людям быстро найти всю полезную информацию. Например, в аккаунте Американского фонда предотвращения суицидов есть гайд по ментальному здоровью во время COVID‑19. А у британской организации Heads Together — гайд по доброте.
В августе в Instagram* объявили, что формат со временем станет доступен всем пользователям, а подборки не обязательно будут посвящены ментальному здоровью. Кроме того, в гайдах разрешат рекомендовать продукты или интересные места.
3. Instagram*‑сериал
Полноценный мини‑сериал с цельным сюжетом. Его особенность в том, что эпизоды выкладываются в профиль в Instagram*. Первый такой проект — Desert Friends — появился в 2013 году. Этот сериал рассказывал о приключениях трёх друзей, которые перенеслись в далёкую галактику и пытаются вернуться домой в Палм‑Спрингс. У Desert Friends 132 эпизода по 15 секунд.
Один из первых популярных российских Instagram*‑сериалов — «Люба и Аркаша» — появился в феврале 2017 года. Это комедийное шоу о буднях молодой пары.
Возможностей для создания сериала в Instagram* стало больше после запуска IGTV: максимальный хронометраж видео увеличился с 1 до 20 минут. Пример такого контента в IGTV — шестисерийное шоу «Посетите Землю», которое в 2018 году выпустила авиакомпания S7.
Ещё одна новая возможность для развития формата появилась осенью 2019 года: Instagram* добавил в IGTV опцию «Сериалы», которая позволяет объединять несколько видео в один плейлист.
4. Скринлайф
Это формат сторителлинга в кино. В скринлайфе всё действие происходит в диджитал‑среде. Всё, что видит зритель, — отображение дисплея одного компьютера, планшета или смартфона, снятое при помощи скринкаста, то есть захвата экрана.
Первый скринлайф‑фильм — хоррор «История Коллингсвуда» — вышел в 2002 году. Самый известный пример скринлайфа — ужастик «Убрать из друзей» 2014 года.
Формат даёт ощущение присутствия, поэтому чаще всего его используют именно для хорроров или триллеров. Но есть образцы скринлайфа и в других жанрах, например в драме (Face 2 Face) или комедии (16‑й эпизод шестого сезона ситкома «Американская семейка» — «Связь потеряна»).
5. Игровые форматы в Instagram* Stories
Игровые истории часто включают в себя наклейки или стикеры (опрос, вопрос, голосование, тест) или предполагают ответ в директ. Они очень популярны в Instagram*, потому что повышают активность профиля. Примеры игровых Stories:
- Найдите отличия. Пользователь публикует две практически одинаковые картинки и предлагает подписчикам ответить в личных сообщениях, сколько отличий им удалось отыскать.
- Мини‑квиз. Пользователь задаёт вопрос и прикрепляет наклейку «Тест» с вариантами ответов.
- Это или то. Пользователь публикует в Stories коллаж из двух фотографий или две истории со снимками и прикрепляет наклейку «Опрос» — с её помощью нужно выбрать первое или второе фото.
6. Маски с дополненной реальностью (AR)
AR — технология, позволяющая добавить цифровые объекты в реальный мир на фото или видео. Её используют в медицине, образовании, игровой индустрии. В обычной жизни AR чаще всего встречается в масках в Instagram* или TikTok.
- Маски‑украшения добавляют макияж, венки, шлемы, очки.
- Маски‑тесты рандомно определяют, какая вы сегодня собака или кто вы из персонажей поттерианы.
- Маски‑викторины также случайным образом выдают вопрос, на который пользователю нужно ответить.
- Маски с 3D‑моделями добавляют в кадр какое‑нибудь животное, выдуманное существо или нарисованного человека.
7. Интервью в историях, дуэты и другие дистанционные коллаборации
Раньше, чтобы сделать совместное видео, блогерам нужно было обязательно встречаться. Сейчас можно обойтись дистанционной коллаборацией, воспользовавшись одним из способов:
- Совместный прямой эфир в Instagram*. С его помощью часто проводили интервью во время режима самоизоляции.
- Дуэты и реакции в TikTok. При записи дуэта видео делится пополам: с одной стороны готовый ролик одного блогера, с другой — дополняющее видео второго. В реакциях всё немного иначе: контент, на который записывается ответ, появляется в небольшом окне, а блогер записывает видео как обычно.
- Прямой эфир с видеоконференцией в Zoom или Skype. Их можно транслировать в YouTube или Facebook*.
8. Онлайн‑концерт
Ещё один формат, который стал популярен этой весной после введения режима самоизоляции. Онлайн‑концерты из своих домов музыканты проводили в прямых эфирах в Instagram* (например, такие были у Леонида Агутина) или в трансляциях на YouTube и «Яндекс.Эфире» (также сидя дома или приезжая в пустую студию). Устраивали даже благотворительные онлайн‑фестивали, например One World: Together at Home.
Сейчас онлайн‑концерты проводят реже — в некоторых странах, например в России и Украине, артисты уже начали выступать офлайн, — но формат всё ещё живёт. 21 октября полноценный интернет‑концерт в театре «Шекспировский глобус» в Лондоне даст музыкант Джеймс Бэй.
9. Онлайн‑квиз
И этот формат стал суперпопулярным во время самоизоляции, когда массовые мероприятия запретили, а все поклонники квизов оказались без любимого развлечения.
Офлайн‑квиз — викторина, в которой команды из 2–10 человек соревнуются друг с другом, отвечая на вопросы на эрудицию или логику. В онлайн формат перешёл в том же виде, единственное исключение — количество игроков стало неограниченным: можно отвечать на вопросы хоть одному, хоть группой из 30 человек.
Онлайн‑квизы бывают платными или бесплатными. Последние выкладываются на YouTube:
- в формате стримов, например «Умка ONLINE»;
- в формате видео, например inQUIZition.
10. Подкаст
Аудиоблог или программа, которую можно послушать онлайн или скачать на свой гаджет. Этот формат — находка для людей, которые постоянно чем‑то заняты или много времени проводят в дороге: подкаст позволяет узнать новую полезную информацию, не отвлекаясь на видео или текст.
Формат не новый: он появился ещё в начале нулевых. Специальный раздел для подкастов в iTunes добавили в 2005 году. Но в России они начали развиваться совсем недавно.
Тема, стиль и хронометраж подкастов могут быть любыми. Пятиминутное аудио об эволюции или часовой разговор о булочках с корицей — контент найдётся для каждого. Тем более что подкастов в аудиотеках очень и очень много. Свои — целых 10 — есть и у Лайфхакера. Например, «Смотритель» (о кино), «Аудиотренер» (о ЗОЖ), подкаст для девушек «Горящая изба» и, конечно, основное аудиошоу «Подкаст Лайфхакера» (на разные темы), в котором, кстати, уже больше 600 выпусков.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Станьте первым, кто оставит комментарий