6 уроков, которые преподал нам четвёртый сезон «Чёрного зеркала»
1. Самоутверждаться в виртуальном пространстве опасно
Эпизод «USS Каллистер»
Технический директор компании, которая занимается погружением людей в виртуальную реальность, фанатеет от сериала 80-х, напоминающего Star Trek. И герой Джесси Племонса создаёт свою реальность на основе этого шоу, где он беспощадный капитан на космическом корабле.
Антагонист собирает ДНК своих сотрудников, к которым он испытывает неприязнь, и загружает в эту матрицу. С ними он ведёт себя как типичный тиран и делает то, чего бы не смог в реальности. Но даже цифровым податливым копиям надоедает унижаться.
Эту историю легко перенести на жизнь и представить офисного сотрудника, который в свободное время пытается доказать свою значимость в онлайн-играх и интернет-холиварах. Создатель сериала Чарли Брукер показал со стороны типичного «интернет-воина» и всю бессмысленность его достижений и пафоса.
2. Детей не нужно слишком опекать
Эпизод «Архангел» (ArchAngel)
Уже сегодня родители имеют большие возможности контроля над детьми. Можно поставить ограничения в браузере, проверять переписки в соцсетях или вовсе установить скрытую камеру в комнате ребёнка. Но пока это больше иллюзия контроля. Если подросток захочет что-то скрыть, то, скорее всего, у него получится обойти родительские капканы.
С системой «Архангел» же невозможно скрыться от гиперопеки. Ребёнку вживляется специальный чип, и программа позволяет родителям в любую секунду узнать, что сейчас видит их чадо. А главное, система блокирует всё то, с чем детям лучше не сталкиваться: насилие, порнографию или агрессивную собаку за забором в соседнем доме. Нежелательные объекты ребёнок просто не видит: даже порез на собственной руке превращается в размытые пиксели.
Дочка главной героини была участницей «Архангела» в раннем детстве, но даже отключение от системы не уберегло семью от конфликтов. «Чёрное зеркало» за час показывает все родительские страхи и простейший способ не доводить ситуацию до критической: нужно просто доверять своим детям.
3. Воспоминания лучше не ворошить
Эпизод «Крокодил» (Crocodile)
Случайный сбитый велосипедист, которого пара влюблённых решила сбросить в воду, аукнулся спустя много лет. Успешная в карьере и семейной жизни женщина не справляется с напором из прошлого и начинает ввязываться в опасную игру, где каждый новый шаг приближает к краху всего, что удалось построить после несчастного случая и сокрытия улик.
И конечно, куда же без технологий будущего. Страховые компании создали прибор, который позволяет воспроизвести на экране воспоминания человека. И с его помощью другая, менее трагичная история мастерски переплелась с первой.
Холодный эпизод в стилистике «Фарго» не оставляет нам выбора: криминал может проникнуть в любую жизнь. Но всё-таки стоит быть аккуратнее и в драматичные моменты не поддаваться эмоциям. Воронка из кровавых событий засасывает в себя. Лучше к ней не приближаться.
4. Идеальные отношения создаёте только вы сами
Эпизод «Повесь диджея» (Hang the DJ)
Сайты знакомств и Tinder уже давно часть нашей жизни. В «Чёрном зеркале» систему поиска жены или мужа сделали максимально абсурдной.
Представьте, что вы живёте в идеальном городе, где ваша единственная цель — найти партнёра на всю жизнь. Но выбираете не вы, а программа, которая также решает, сколько именно продлятся ваши отношения с тем или иным человеком. Сначала несколько мимолётных свиданий на сутки, потом несколько недель, лет, а следом система найдёт вам партнёра на всю жизнь. Гарантия успеха семейного счастья — 98,8%, и раз приехали в городок, то будьте добры полностью подчиняться системе.
Но история показывает, почему эта программа терпит крах. Всё-таки людям виднее, c кем они чувствуют себя по-настоящему счастливыми. «Чёрное зеркало» учит не верить многочисленным сервисам и знатокам отношений, которые обещают найти идеального партнёра.
5. С технологиями лучше не ввязываться в войну
Эпизод «Металлист» (Metalhead)
Эпизод режиссёра Дэвида Слэйда не предлагает ясной морали, как это делается в других сериях «Чёрного зеркала». Нам даже не показали человеческий изъян, который бы в привычной и жёсткой манере поддавался деконструкции. Перед нами лишь последствия.
Человечество погрузилось в чёрно-белый постапокалипсис. И даже за обычные блага приходится бороться с роботами, которые хладнокровно расправляются с людьми.
Безусловно, героиня эпизода — пример отваги и сопротивления до последнего. Но кажется, что авторы сериала пытаются донести другое: давайте не доводить мир до состояния, когда жуткие роботы начнут задавать правила игры. Иначе битва за лайки перерастёт в сражение за еду и медикаменты.
6. «Чёрное зеркало» не нужно воспринимать слишком серьёзно
Эпизод «Чёрный музей» (Black Museum)
Самоироничный эпизод, в котором показаны наши отношения с сатириком Чарли Брукером. Любопытствующей девушке в музее запрещённых технологий показывают различные экспонаты: устройство, с помощью которого можно прочувствовать боль другого человека, или технологию, позволяющую вселить в своё сознание разум уже мёртвого родственника.
Несмотря на драматичную концовку (становится понятно, зачем девушка приехала в пустыню к одержимому владельцу музея), эпизод наполнен юмором и играет со зрителем, который привык переживать философскую притчу. Но в этом случае над типичным фанатом сериала посмеялись, ударили током и погрузили в тело плюшевой обезьянки, оставив в ожидании новых серий «Чёрного зеркала».
Всё не так серьёзно, как нам кажется. И нужно с пониманием относиться к появлению новых технологий, не предвещая апокалипсиса при выпуске гаджетов, которые нам кажутся симуляторами реальной жизни.
Станьте первым, кто оставит комментарий