20 концепций, понимание которых способно изменить вашу жизнь
В Twitter появился новый интересный тред. В нём британо‑индийский писатель и журналист Гурвиндер Бхогал делится полезными концепциями, знание которых поможет увидеть логику в повседневных вещах и принимать решения более взвешенно. Выбрали 20 из них.
1. Эффект Грюна
Когда‑нибудь замечали, что в больших продуктовых магазинах самые нужные и часто покупаемые продукты вроде хлеба и молока обычно спрятаны как можно глубже и путь к ним похож на лабиринт? Такое расположение отделов спланировано с целью сбить вас с толку и заставить набрать как можно больше ненужных вещей, которые вы покупать не планировали.
2. Продуктивная прокрастинация
Мы часто избегаем работы, занимаясь чем‑то, что кажется нам продуктивным, чтобы не чувствовать себя виноватым из‑за бездействия. Например, бесконечно листаем статьи про повышение продуктивности вместо того, чтобы делать хоть что‑то полезное. Помните, что ваш мозг будет стремиться оправдать прокрастинацию, маскируя её под полезную деятельность.
3. Метод серого камня
Эмоциональная реакция на слова токсичного человека или тролля в интернете — именно то, чего они добиваются: ваши время и энергия. Ответ лишь подпитывает троллинг и оскорбления. Следовательно, лучшая реакция — её полное отсутствие.
4. Парадокс Соломона
Мы привыкли отлично решать чужие проблемы, но не свои, потому что для объективности нужно отделение эмоций от фактов. Исследование 2014 года показало, что рассуждение о себе в третьем лице также способствует подобному дистанцированию. Поэтому, пытаясь помочь себе, представьте, что помогаете другу.
5. Эффект Зейгарник
Наш мозг ориентирован на достижение целей, поэтому незаконченные дела помнит лучше, чем завершённые. Это можно использовать себе на благо. Уходите на перерыв посреди выполнения задачи. Например, если вы пишете что‑то большое, остановитесь посреди предложения. Так вам будет проще включиться в работу, когда вернётесь.
6. Риск эксцесса
«Если из‑за пчёл умирает больше людей, чем от террористов, почему мы тратим столько ресурсов на борьбу с терроризмом?» Дело в том, что смертность и риск — это разные вещи. Максимум, что может сделать пчела, — убить одного человека. Максимум, что может сделать террорист, — взорвать целый город. Если учитывать только актуальную статистику, игнорируются потенциальные риски в будущем.
7. Синдром отложенного счастья
Многие живут с мыслью, что их настоящая жизнь ещё не началась, и настоящее — всего лишь прелюдия к идиллии в будущем. Но эта идиллия — всего лишь мираж, который рассыпается, когда вы к нему приближаетесь. Вот и получается, что на ожидание счастья уходит вся жизнь.
8. Гипотеза болтовни
Угадаете, по какому параметру можно предсказать, будет ли человек лидером? Может, это опыт или уровень интеллекта? Не совсем. Исследования показывают, что это то, как много они болтают — неважно, как или о чём.
9. Номинальная ошибка
Мы часто вешаем ярлыки, чтобы не разбираться в проблеме. Например, объясняем поведение убийцы тем, что он аморальное зло, потому что это проще, чем анализировать хитросплетение обстоятельств, которые привели его к преступлению.
10. Ролевой штурм
Не можете разобраться с творческой задачей? Представьте, как её решили бы Уинстон Черчилль, Леди Гага или Йода. Продолжайте работу, отыгрывая поведение выбранного персонажа или человека, мыслить креативнее дабы.
11. Семантический апокалипсис
В эпоху цифровой культуры все мы разделены на субкультуры (причём зачастую можем отнести себя сразу к нескольким). В итоге общество больше не связано набором общих убеждений. Единственное, что нас объединяет, — это общая биология: наши страхи и желания. Мы создали цивилизацию, где единственным связующим звеном остаются животные черты, которые есть в каждом.
12. Предвзятость общественного мнения
Сложно доверять отзывам покупателей, учитывая, что люди их пишут под влиянием предыдущих отзывов. Если рейтинг товара слишком высокий или слишком низкий, покупатель вероятнее оценит его выше, чем он того заслуживает, — чтобы поддержать большинство или поправить заниженную, по его мнению, общую оценку. В итоге многие вещи имеют более высокий рейтинг, чем заслуживают.
13. Избирательная лень
Мы скептически относимся к чужим утверждениям и взглядам, но не к своим собственным. Исследования показывают, что, если поднести человеку его же позицию, выраженную другими словами, он может её отвергнуть, поскольку подвергает большей критике. Проверить состоятельность своих убеждений просто: представьте, что они не ваши, а чьи‑то ещё.
14. Хирурги не должны быть похожи на хирургов
Представьте: вы нанимаете хирурга в больницу, перед вами два кандидата с аналогичным опытом и достижениями. Один выглядит аккуратно, носит изящные очки, его речь хорошо поставлена, а жесты нежных рук элегантны — хоть снимай его в рекламе медшколы. Второй похож на деревенского мясника, с избыточным весом, большими руками и торчащим золотым зубом, говорит грубо и с сильным акцентом, а отсутствие диплома на стене его кабинета показывает, что он не гордится своим образованием.
Кого вы возьмёте? Лучше бы второго, несмотря на все предрассудки. Почему? Просто человек, который не выглядел подходящим для такой работы, но смог хорошо зарекомендовать себя в профессии, должен был многое преодолеть с точки зрения восприятия. И раз поблажек на внешность не было, значит, он прошёл проверку на компетенцию, а не симпатию.
15. Бритва Альдера
Если что‑то нельзя доказать экспериментом или наблюдением, это с большой вероятностью недостойно спора. Потому что без чёткого доказательства можно лишь меряться предположениями — и каждый хочет, чтобы последнее слово было за ним. Игнорирование подобных споров может сберечь вам немало времени.
16. Три человека создают тигра
Китайская пословица, означающая: человек может поверить в любую ложь, если услышит её от трёх разных людей. Этим активно пользуются недобросовестные журналисты, выставляющие своё мнение как поддерживаемую многими позицию, подкрепляя это удобными фактами. Например, вместо «мне не нравится новая стрижка Илона Маска» пишут «Илона Маска высмеяли в Сети из‑за новой причёски», подкрепив это парой твитов схожего содержания, хотя на деле других примеров такого мнения и вовсе не существует.
17. Закон Окрента
Мы знаем, насколько журналисты бывают предвзятыми, но даже те, кто старается сохранять объективность, на деле могут распространять дезинформацию. Причина проста: стремясь к объективности, они относятся к ошибочным мнениям с тем же уважением, что и к подтверждённым фактам.
18. Теория персональной ерунды
Это уже концепт, который сформулировал сам автор треда. Согласно ему, у многих людей нет чётко сформированного мнения на определённые темы. Но если человека спросить, что он думает по такому‑то вопросу, он за пару минут придумает себе позицию, исходя из фрагментов знаний, которые у него есть на эту тему. И в дальнейшем будет отстаивать это мнение, будто придерживался его всю жизнь.
19. Экономика внимания
Весь мир соревнуется за ваше внимание — а значит, его можно считать валютой не менее ценной, чем настоящие деньги. И относиться к нему стоит так же. Подумайте, так ли рационально тратить своё внимание на то, чем вы занимаетесь, и куда стоит его направить, чтобы получить максимальный результат.
20. Минимизируйте сожаление
Помните, что вы постарше будете вспоминать себя таким, какой вы сейчас. Только от вас зависит, будет ли это воспоминание горьким сожалением или приятной ностальгией.
Лучшие предложения
Надо брать: набор инструментов Deli всего за 1 552 рубля
Цена дня: термос Feijian за 1 656 рублей
Отличные вертикальные пылесосы, которые стоит купить в 2024 году
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Hoff, ZRN Man и других магазинов
10 утяжелённых одеял для комфортного и спокойного сна
Цена дня: беспроводной пылесос Dreame Trouver J10 за 4 983 рубля
Распродажа 11.11 продолжается: 12 моделей одежды с хорошими скидками
Распродажа 11.11: 18 товаров для дома со скидками
Как покорить гору и вернуться на землю: всё о подготовке к первому восхождению
5 фактов о ноутбуках, которые помогут выбрать для работы идеальную модель
ТЕСТ: Что о вас может сказать ваш ноутбук?
Выгода до 1,4 миллиона рублей, быстрый переезд и ещё 3 причины купить квартиру в кварталах ПИК
Реклама