16 стратегий поведения для достижения целей и успеха в бизнесе
Сеть ментальных моделей создал Чарльз Мангер — адвокат, успешный экономист, профессиональный инвестор и правая рука миллиардера Уоррена Баффета. Мангер говорил, что с помощью этой сети можно проанализировать и даже предугадать исход событий. Поэтому Баффет называл его идеальным деловым партнёром.
Эти 16 ментальных моделей используют многие предприниматели, руководители и лидеры.
Принятие решений
1. Стратегия «Два списка» Уоррена Баффета
Напишите 25 ваших целей. В один список внесите пять важнейших целей. А остальные 20 внесите в другой и благополучно забудьте о нём. Так вы расставите приоритеты и сосредоточитесь на самом главном. При желании первый список можно сократить до трёх пунктов.
2. Правило 10/10/10
Многие из нас испытывают вину за то, что приняли решение поспешно, не задумываясь о последствиях. Поэтому правило 10/10/10 предполагает ответ на три вопроса:
- Как вы отнесётесь к принятому решению через 10 минут?
- Что вы почувствуете через 10 месяцев?
- А через 10 лет?
Так вы проанализируете влияние решения на вашу жизнь. Возможно, вы поймёте, что всё не так страшно, как кажется.
3. Игра вслепую
При принятии решения вы обладаете неполной информацией. Поэтому исход ситуации в какой-то степени от вас не зависит. Но вот процесс принятия решения полностью в вашей власти.
Это можно сравнить с игрой в покер. Если вы проиграли, не стоит винить в этом судьбу. Прокрутите ситуацию заново и выясните, какой момент был поворотным. Если вы поймёте свою ошибку, извлеките из неё урок.
4. Верная точка зрения и несогласие с единым мнением
Вы можете быть правы или ошибаться. Ещё вы можете следовать или не следовать мнению большинства. Но всё отталкивается от вашей точки зрения. Если она неверна, то вы не добьётесь успеха в бизнесе, соглашаясь с общепринятым мнением. Поговорите с тем, кто имеет противоположную точку зрения. Это повысит шансы на то, что вы примете правильное решение.
5. Правило трёх
Когда вы пытаетесь в чём-то кого-то убедить, всегда приводите три причины, почему человек должен это сделать. Именно три. Так ваши аргументы будут приняты во внимание и не будут забыты. А ваша речь будет структурирована и убедительна.
Стратегия
6. Защитный ров
В древности крепость была окружена рвом, защищавшим её от врагов. Бизнес можно сравнить с крепостью. Защитный ров — это конкурентное преимущество компании. Иными словами, бизнес защищают его уникальные характеристики, которые выгодно отличают его от остальных.
7. Сетевой эффект
Сетевой эффект — это влияние пользователя или самой компании на ценность продукта в глазах других людей. Ценность какого-либо товара зависит от количества покупателей. Сетевой эффект создаёт прочную основу для развития компании.
8. Централизованное, децентрализованное и распределённое управление
Для децентрализованной и распределённой систем управления характерно распределение функций. Это значит, что решение принимается всеми участниками системы. Высшее руководство осуществляет минимальный контроль и согласовывает свои действия с остальными.
В централизованной системе есть единый управляющий центр, который держит весь процесс в своих руках.
9. Теория игр
Теория игр изучает поведение человека в стратегических ситуациях. Под ними понимаются ситуации, когда, делая выбор, человек обдумывает ответную реакцию других людей. Стратегическое мышление полезно не только в играх, но и в бизнесе. Другими словами, теория игр подразумевает выбор такой стратегии, которая бы минимизировала преимущества оппонента.
10. Экономия на масштабе
Экономия на масштабе обеспечивает быстрый рост компании без увеличения стоимости затрат. Примером компаний, которые используют эту ментальную модель, могут служить Google, Facebook* и Twitter. Количество пользователей этих сетей увеличивается, но компании не тратят на это лишние деньги.
Лидерство
11. Принцип пирамиды
Принцип заключается в трёх ключевых пунктах:
- Сначала ответьте на вопрос.
- Затем сформулируйте аргументы.
- В конце выстройте свои идеи в логическую цепочку.
Принцип пирамиды прекрасно работает в паре с правилом трёх. Это поможет вам убедить собеседника и успешно донести свою точку зрения.
12. 99/50/1
Руководитель должен обязательно связаться со своей группой исполнителей в эти критические моменты:
- в начале проекта, когда 99% работы ещё только предстоит сделать;
- в середине пути, когда 50% работы уже позади;
- на финишной прямой, когда осталось выполнить лишь 1% работы.
Этот метод позволит вам эффективно использовать время, а вашей команде — создать стоящий продукт.
13. Непосредственно ответственное лицо
Термин появился благодаря компании Apple. Она проставляет имя непосредственно ответственного лица (DRI — Directly Responsible Individual) рядом с каждым пунктом на повестке дня. Каждый сотрудник несёт ответственность за выполнение своей задачи. При этом снижается необходимость проведения частых совещаний.
14. Команда команд
В команде команд все сотрудники взаимодействуют друг с другом. Решение принимается коллективно, поскольку каждый связан общей целью.
15. Радикальная откровенность
Суть метода заключается в способности руководителя донести до сотрудников здоровую критику. Не стоит увиливать, нужно вежливо и открыто говорить правду. Ведь руководитель заинтересован в росте и успехах сотрудников своей команды.
16. Слушай, решай, говори
Эта ментальная модель принадлежит бывшему генеральному директору Twitter Дику Костоло. Он утверждает, что при принятии решений нужно действовать именно в таком порядке.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.
Лучшие предложения
10 недорогих наборов LEGO, которые порадуют детей и взрослых
Находки AliExpress: 20 самых популярных товаров октября
10 полезных товаров дешевле 500 рублей
Распродажа популярных китайских брендов на AliExpress: 10 товаров, которые стоить купить
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, «Ситилинка» и других магазинов
10 практичных и недорогих тумб под телевизор
Цена дня: утеплённая парка GSD всего за 4 335 рублей
3 больших холодильника Hisense для современной кухни
«Я вас услышал»: как на самом деле нужно собирать обратную связь от клиентов
Как научить ребёнка самостоятельно ездить в общественном транспорте
4 ноября в московском «Экспоцентре» откроется Национальный центр «Россия»
Как выбрасывать мусор правильно. 6 советов для тех, кто никак не может начать сортировать отходы