10 дворовых игр, о которых не знают наши дети
Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
1. Пекарь
У этой игры есть много названий: «Царь», «Поп», «Клёк», «Палки», «Банки» и другие. Для неё понадобится асфальтированная площадка размерами примерно 10 × 6 метров или ровный участок земли, на котором можно будет нарисовать разметку.
Также необходим следующий инвентарь:
- Палки или биты.
- Жестяная банка. Можно заменить её пластиковой бутылкой или деревянной чуркой.
- Мел для нанесения разметки, если игра проводится на асфальтированной площадке.
Для начала нужно подготовить поле. Для этого площадка делится на две части:
- Длинная — «дом». Это место, где будут стоять игроки.
- Короткая — «поле». Здесь будет действовать водящий — «пекарь».
В «доме» нужно сделать разметку — в 2 метрах от границы и далее через каждый метр начертить параллельные линии и подписать их:
- Линия 1 — «маршал» или «туз».
- Линия 2 — «генерал» или «король».
- Линия 3 — «полковник» или «дама».
- Линия 4 — «майор» или «валет».
- Линия 5 — «капитан» или «пешка 3».
- Линия 6 — «сержант» или «пешка 2».
- Линия 7 — «солдат» или «пешка 1».
Вариантов названий довольно много, но во всех прослеживается иерархия: чем ближе к разделительной линии, тем выше звание или титул.
На расстоянии 2 метров от границы чертится круг, в который ставится рюха — жестяная или пластиковая банка. Иногда её также располагают на кирпиче.
Дети выбирают водящего — «пекаря» и определяют очерёдность бросков. Для этого игроки ставят один конец палки на носок стопы, а другой упирают в ладошку, после чего толкают её вдаль ногой. Чья улетела дальше всех, сбивает рюху первым, чья ближе всех — становится «пекарем».
Водящий занимает позицию на «поле» рядом с банкой, игроки стоят в «доме», за самой дальней линией. Дети по очереди бросают палки, пытаясь выбить рюху. Если снаряд пролетает мимо, то остаётся лежать там, куда упал. Если бросок удаётся и рюха вылетает из круга, «пекарь» возвращает её на место, а меткий игрок получает повышение — в следующий раз он будет кидать с линии «сержанта».
Когда все палки брошены, начинается штурм: игроки пересекают границу и бегут в «поле» за палками. Разрешается поднимать только свою, чужих касаться нельзя, иначе можно стать «пекарем».
Чтобы вернуться в «дом» со своей палкой, игрокам нужно сбить рюху — это обязательное условие. Если кому-то из участников удаётся выбить её из круга, «пекарь» бежит за банкой и ставит на место, а в это время все игроки могут возвращаться в «дом».
В то же время «пекарь» мешает выбить рюху. Его задача в этот момент — осалить своей палкой любого игрока и после этого сбить рюху самому, в некоторых вариантах нужно ещё и назвать имя осаленного во время выбивания банки из круга. Если ему это удаётся, осаленный становится «пекарем».
Есть много вариантов игры, в которых полученные звания дают не только возможность броска с более близкого расстояния, но и какие-то привилегии во время штурма, например:
- «Валета» нельзя салить без палки в руке, а ещё он не может пересечь границу в обе стороны раньше «дамы».
- «Короля» можно салить только без палки, а если он уже подобрал её — нет. Если «даму» поймают, она может выбрать в «пекари» любого «валета».
- Каждое звание имеет своё уязвимое место. Например, «солдата» можно салить по любому месту, «майора» только по спине, «генерала» — по ногам, а «маршал» вообще неуязвим.
- «Маршал» или «туз» может назначать остальным задания, например бросать палку определённым образом или во время боя передвигаться на одной ноге.
- С каждым раундом методы бросков меняются. Сначала их осуществляют сбоку, как в городках, затем — из-за головы, на одном колене и так далее.
2. Двенадцать палочек
Для этой игры понадобится мяч, плоская доска около 50 см длиной и 10–15 см шириной и небольшие палочки. Их должно быть столько же, сколько и игроков. И если детей 8, несмотря на название игры, палочек будет столько же.
Доска устанавливается на кирпич на манер качели, чтобы один её конец упирался в землю, а другой был на весу. С помощью считалочки или жребия дети выбирают водящего.
На конец доски, упёртый в землю, складываются все палочки. После этого один из игроков резко наступает на другую её сторону, чтобы предметы разлетелись по сторонам. Пока водящий собирает палочки, все дети разбегаются и прячутся.
Затем начинаются поиски. Если водящий находит игрока, тот на время выбывает, и так продолжается, пока он не обнаружит всех спрятавшихся.
При этом в любой момент ещё не пойманный игрок может вынырнуть из своего убежища и разбить уже сложенные палочки. Тогда все вышедшие из игры дети разбегаются и прячутся снова. Но если при этом водящему удастся поймать палочку на лету, водой становится тот, кто разбивал.
Также есть ещё одна версия игры — с мячом. Игроки не прячутся, а просто разбегаются и при этом могут скрываться за какими-то убежищами — деревьями, верандами и так далее. Водящий догоняет их и осаливает, бросая мяч. Те, в кого попали, идут к палочкам и ждут окончания игры. Однако ещё не пойманный игрок также может разбить палочки, освободив товарищей.
3. Салки
Суть обычных салок в том, чтобы догнать и коснуться другого игрока.
Для начала с помощью считалочки выбирается водящий. Затем дети становятся в круг и по команде «Я — салка!» разбегаются кто куда. Часто также оговариваются границы площадки, за которые нельзя выходить.
Если водящий догоняет одного из участников и касается его, пойманный становится новым водящим и игра продолжается.
Если детей много, можно сыграть по другим правилам. Водящий, догнав одного из них, не становится обычным игроком, а продолжает охотиться за другими вместе с первым осаленным. Это продолжается, пока не поймают всех.
Есть ещё несколько вариантов догонялок.
- С «домиком» — заранее оговаривается зона, в которой водящий не имеет права осалить игроков. Это может быть песочница или просто круг на асфальте, где дети могут отдохнуть. Но сидеть там долго не разрешается, потому что игра станет неинтересной.
- «Выше ноги» — чтобы избежать осаливания, можно запрыгнуть на какое-нибудь возвышение, оторвав при этом ноги от поверхности.
- «Чай-чай, выручай!» — когда водящий салит одного из игроков, тот замирает и кричит: «Чай-чай, выручай!». Если до него дотронется другой участник, он размораживается и продолжает игру, но водящий всеми силами пытается помешать этому. Цель — заставить замереть всех игроков.
- «Сифа» — в этой версии салят не рукой, а «сифой» — тряпкой, скрученной верёвкой. Тот, в кого попали, становится водящим.
4. Резиночка
Для этой игры нужна упругая резинка длиной 3–4 метра, два конца которой связаны между собой. Количество игроков начинается с трёх: двое натягивают резинку между собой, накинув её на ноги, а третий перепрыгивает в заданном порядке.
Существует несколько вариантов расположения резинки:
- на уровне щиколоток держащих;
- на уровне колен;
- на уровне бёдер;
- на талии;
- на уровне груди и на шее.
На каждом из них нужно выполнить определённый набор упражнений: «бегунки», «ступеньки», «бантик», «конвертик», «кораблик» и так далее. В видео ниже показаны некоторые из них.
5. Казаки-разбойники
Правила игры зависят от региона и часто сильно упрощаются. Неизменно одно: участники делятся на две команды — «казаков» и «разбойников». Тут же выбираются «атаманы» и определяется поле боя, в пределах которого будет проходить игра.
Потом даётся время на подготовку — около 15 минут. «Казаки» обустраивают «темницу» — место, куда они будут приводить пленных. «Разбойники» придумывают пароль и разбегаются, оставляя на своём пути стрелки мелом на асфальте и стенах или палкой на земле.
Как правило, подсказки рисуют каждые 20–30 метров и обязательно делают метки на поворотах и перекрёстках.
В назначенное время «казаки» отправляются искать «разбойников», следуя по стрелкам. Если игрока коснутся, он становится пленным. «Казак» конвоирует его в «темницу», удерживая за руку. Если контакт теряется, «разбойник» может убежать. Также его могут выручить товарищи, если нападут на конвоира и осалят его.
Если же всё прошло успешно и «разбойник» доставлен в «темницу», «казаки» «пытают» его, стремясь узнать тайный шифр. Как правило, в качестве методов используют что-то безобидное, например щекотку.
Игра продолжается до тех пор, пока «казаки» не поймают всех «разбойников» или не узнают секретное слово.
6. Колечко-колечко
Для этой игры нужен небольшой предмет, например заколка для волос, колечко или монетка.
Дети садятся в ряд, вытягивают руки перед собой и складывают ладони лодочкой. Ведущий зажимает предмет между своими ладонями и по очереди переходит от одного к другому игроку, приговаривая: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю».
В момент, когда он проводит своими руками между сложенных ладоней других детей, он должен как можно более незаметно передать одному из них предмет. В то же время ребёнок, у которого вещь оказалась, старается не подать виду, что получил подарок.
Когда весь ряд детей пройден, говорится фраза: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». После этих слов тот, кто получил предмет, должен вскочить и добежать до ведущего. Другие дети при этом будут его удерживать.
Если им это удастся, ведущий остаётся прежним и игра начинается заново. Если же участник смог убежать, в следующем раунде водит он.
7. Классики
Для этой игры нужна ровная асфальтированная площадка, мел для нанесения разметки и битка — камешек, коробочка из-под леденцов или что-то похожее. Игроков должно быть двое или больше.
Для начала на площадке чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котёл», «вода», «огонь»).
Игрок кидает битку в первый квадрат, а затем перепрыгивает по полю по следующим правилам: все одиночные клетки, кроме пятой, — на одной ноге, все двойные — на двух, пятую — тоже на двух, чтобы отдохнуть.
Допрыгав до конца, игрок разворачивается на 180° и возвращается обратно таким же образом, а на первом квадрате наклоняется и подбирает оставленную там битку. Если ребёнок наступает на черту или камешек улетает за границу клетки, ход переходит к следующему игроку.
Если же удалось допрыгать до конца, игрок «переходит во второй класс» — кидает битку сразу на второй квадрат, прыгает по тем же правилам и забирает предмет на обратом пути.
Если предмет случайно улетает в «котёл», игрок теряет один класс из завоёванных. Выигрывает тот, кто проходит все уровни.
Есть и более сложная вариация игры, в которой нужно перемещать битку ногой после каждого прыжка в квадрат. В таком случае поле будет выглядеть немного по-другому (как на картинке справа).
Также могут различаться виды прыжков: только на одной ноге, только на двух, носком вперёд или боком — как решат дети. Из десятого квадрата битку нужно просто выбить за пределы игрового поля.
8. Слоники
Игроки делятся на две команды — «слоники» и «всадники». Первые становятся цепочкой, согнувшись пополам и засунув голову под мышку впереди стоящего.
«Всадники» по очереди пытаются оседлать «слона». Для этого игрок разбегается, опирается руками о первого в цепочке человека и прыгает через него, как через козла на физкультуре, стремясь пролететь как можно дальше. За ним по очереди следуют все остальные дети из команды.
Когда все всадники усядутся на «слона», он должен пройти оговорённое расстояние — например, пересечь какую-то черту, обогнуть препятствие или добраться до ориентира.
Если кто-то из «всадников» не удержался и соскользнул на землю в процессе запрыгивания или передвижения живой цепочки, выигрывают «слоники», и команды меняются местами.
Если же под тяжестью прыгающих людей живая конструкция разваливается либо не может провезти «наездников» до нужного места, побеждают «всадники» — и игра начинается заново.
9. Царь горы
Эта игра больше подходит для зимнего времени, когда во дворах вырастают большие снежные горы. Найдя подходящую, игроки выстраиваются в линию и по команде начинают забираться на вершину.
Кто оказался там первым, становится царём горы и сталкивает остальных игроков, не давая им забраться. Остальные дети, в свою очередь, пытаются свергнуть его и занять почётное место.
Игру также можно проводить, разделившись на команды и добавив обстрел снежками.
10. Лягушка
На стене рисуется линия, ниже которой мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает от неё и касается земли — именно в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть.
Затем мяч подхватывает следующий участник, повторяя то же самое, и так по кругу. Тот, у кого не получается перепрыгнуть, получает в наказание букву: л, я, г, у, ш, к, а. Собрал все? Ты — лягушка!
Лучшие предложения
Отборные скидки: выгодные предложения от AliExpress, Tefal, Lamoda и других магазинов
15 товаров со скидками, которые стоит купить во время «Чёрной пятницы» на AliExpress
12 необычных вариантов посуды, которая покоряет с первого взгляда
«Чёрная пятница» на AliExpress: что нужно знать о распродаже
10 беспроводных ночников с AliExpress с классным дизайном
12 зимних курток, которые отдают со скидкой
Надо брать: мужские ботинки ECCO со скидкой 45%
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
От NFC до биоэквайринга: 6 разработок, которые изменили финансовые привычки россиян
РекламаКак покорить гору и вернуться на землю: всё о подготовке к первому восхождению
С широко раскрытыми глазами: главные причины не бояться лазерной коррекции зрения
Как усыновить ребёнка: пошаговый план